Автор(ы): Баранова М.И., Солонин А.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия медицинского образования имени Федора Ивановича Иноземцева»
Актуальность
Постановлением Правительства РФ от 22. 12.2011 № 1085 утверждены лицензионные требования по деятельности по обороту наркотических средств (далее - НС), психотропных веществ (далее - ПВ) и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, одним из которых является наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, а также культивированию наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, имеющего среднее профессиональное или высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующее требованиям и характеру выполняемых работ. [1] Названное постановление предусматривает наличие у работников, которые заняты в обороте НС и ПВ специальной подготовки.
В процессе обучения и лицензиата должны быть сформированы профессиональные компетенции, которые позволят ему качество выполнять соответствующие трудовые функции, соблюдая требования надлежащей практики хранения лекарственных препаратов.
Цель
Цель симуляционного обучения по вопросам оборота наркотических и психотропных средств заключается в совершенствовании теоретических знаний и практических навыков по вопросам надлежащей практики хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Материалы и методы
В ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева» для обучающихся, специалистов со средним медицинским образованием, разработаны и реализованы две программы дополнительного профессионального образования: «Организация медицинской деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», 72 часа и «Выполнение правил надлежащей практики хранения лекарственных средств в медицинских организациях», 18 часов, в рамках НМО.
В обеих программах предусмотрено симуляционное обучение, как обязательная форма обучения, соответственно 18 часов, на 72 - часовом цикле и 4 часа – на 18-часовом цикле.
Пример симуляционного обучения в обороте НС и ПВ – проблемно-деловая игра, целью которой является возможность достижения практических навыков по учету и отчетности наркотических средств и психотропных веществ;
Задача (на примере 1 месяца):
- обеспечить надлежащий учет НС и ПВ в журнале регистрации операций;
- обеспечить надлежащее хранение журнала регистрации операций по обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- оформить результаты инвентаризации НС и ПВ;
- подготовить отчет по использованным наркотическим средствам и психотропным веществам;
Группа слушателей разбивается на несколько подгруппы по 2-3 человека в каждой.
Каждой подгруппе выдается:
- исходные данные по поступлению и расходу в отделении N-ской медицинской организации лекарственных препаратов, содержащих НС и ПВ, а именно,
• таблеток Фенобарбитала 0,005 № 6
• раствора промедола 2% - 1 мл № 10, в ампулах
- бланки необходимых для заполнения документов:
• журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
• баланс товарно-материальных ценностей;
• отчет об использовании наркотических средств и психотропных веществ
(форма № 1-ИСП);
- муляж сейфа.
Результаты
По завершении программы обучения слушатели умеют правильно оформлять получение и обеспечивать хранение лекарственных средств, разрабатывать и оформлять стандартные операционные процедуры, документы поверки средств измерения и оборудования в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.11.2006 № 644.
Обсуждение
Николь Маран и Ронни Главин определяли симуляционное обучение, как «образовательную методику, предусматривающую интерактивный вид деятельности, через погружение в среду, путем воссоздания реальной клинической ситуации» [2,3]. Основными преимуществами симуляционного обучения являются: приобретение навыков без риска для пациента, не ограниченное число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок, объективная оценка выполнения манипуляции, отсутствие стресса, максимальное погружение в реальность [4].
К сожалению, в образовательном цикле по обороту НС и ПВ соблюсти максимальное погружение реальность не представляется возможным. Равно как и использовать симуляцию in situ, то есть проведение симуляционного обучения на рабочем месте, в реальной медицинской среде с привлечением сотрудников, работающих в данном учреждении, по причине жестких мер контроля со стороны надзорных органов в части оборота наркотических средств и психотропных веществ.
На наш взгляд, самым оптимальным симуляционным обучением была бы компьютерная симуляция, как категория моделирования виртуальной реальности и реальных процессов в обучении с эффектом присутствия непосредственно на рабочем месте.
Выводы
Внедрение симулятора виртуальной реальности (СВР) в образовательный процесс позволит повысить качество подготовки специалистов, отвечающих за соблюдение требований по организации оборота наркотических средств и психотропных веществ при осуществлении медицинской деятельности. В настоящее время для реализации этой задачи в ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева» ведутся переговоры с разработчиками CBP.
Коллектив авторов:
Баранова Марина Ивановна, ассистент кафедры современных технологий управления в здравоохранении ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева", baranova_m_i@mail.ru, +79213065300; SPIN-Code: 3277-5714
Солонин Александр Владиславович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой современных технологий управления в здравоохранении ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева", Генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга», solonin@bk.ru, +79219624607
Наталья Кощеева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.