Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Развитие коммуникативных навыков у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии

Развитие коммуникативных навыков у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии

Автор(ы): Иванников С.Е., Джурбий Е.В.

Город: Сургут

Учреждение: БУ ХМАО-Югры Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства, Сургутский государственный университет

Актуальность

Для успешного функционирования системы медицинского взаимодействия «врач-врач», «врач-пациент» и построения межличностных отношений в коллективе необходимо целенаправленное формирование коммуникативной компетенции. Умение общаться с пациентом и его родственниками влияет на эффективность лечения, степень удовлетворенности пациента оказанной ему помощью, оценку пациентом профессионализма врача. В настоящее время среди жалоб пациентов преобладают претензии на дефекты общения с медицинскими работниками [3]. Поэтому потребность в развитии коммуникативных навыках высока.

Цель

Цель исследования - оценка эффективности развития коммуникативной компетентности у ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии с помощью психологических тренингов.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 6 ординаторов кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии Сургутсткого университета 24-26 лет женского пола. Диагностические методики: тесты, наблюдение, клиническая беседа. Для диагностики рефлексивности мы использовали методику «Диагностика уровня развития рефлексивности», опросник Карпова А.В. [5]. По результатам проведенного претестового исследования выявилось, что 100% респондентов продемонстрировали средний уровень рефлексивности. С помощью Методики В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [6] выявили, что у 17% респондентов заниженный, а у 17% очень низкий уровень эмпатии. У 66% респондентов - средний уровень эмпатии. Так же, с помощью видеонаблюдения за работой ординаторов и клинических бесед перед проведением тренинговых занятий, были выявлены ряд проблемных зон коммуникативной компетенции: сложности с установлением контакта с пациентом в различных ситуациях и формированием доверительных отношений, не умение внимательно слушать, проверять и уточнять полученную информацию, поощрять, задавать вопросы, обосновывать для пациента необходимость своих назначений, предотвращать конфликтные ситуации, психологически грамотно сообщать плохие новости, проявлять заботу и сопереживание, общаться с некоммуникабельными больными и их родственниками, верно интерпретировать невербальные знаки. Лучшим средством по развитию коммуникативных навыков являются групповые формы и методы обучения, в которых используются различные техники формирования коммуникативных навыков [1,2]. В процессе тренингов использовали упражнения на сплочение группы, коммуникацию, повышение работоспособности, игровые техники, релаксационные и др. Было проведено 8 занятий по 2 часа каждое. Занятия проводились 1 раз в неделю. На тренингах отрабатывались следующие навыки: вербальной и невербальной коммуникации, восприятия внешней и внутренней информации, рефлексивного и нерефлексивного слушания, регуляции эмоционального напряжения. Так же, в ходе тренинга происходило моделирование сложных ситуаций, с которыми молодые специалисты могут столкнуться в профессиональной деятельности [4]. В конце каждого занятия проводилась обобщенная систематизация полученных знаний, анализ проделанной работы и ее логическое обоснование, что способствовало рефлексии всех участников тренинга. Для закрепления полученных результатов давалось домашнее задания в виде эссе или ведения дневника эмоций.

Результаты

По результатам посттестов после проведенного психологического сопровождения у 33% респондентов уровень рефлексивности остался на среднем уровне, но с увеличением количества баллов. У 17% респондентов уровень рефлексивности увеличился со среднего на высокий. У 50% респондентов уровень рефлексивности остался на прежнем уровне. Что касается уровня эмпатии, то у 83 % респондентов он снизился, у 17% респондентов – стал выше. Возможно, это можно объяснить тем, что после психологического сопровождения, ординаторы стали соблюдать нейтральность по отношению к пациентам и коллегам, что в дальнейшем будет способствовать большей удовлетворенности профессией и препятствовать эмоциональному выгоранию. А также, по результатам наблюдения и клинической беседы выяснилось, что ординаторы перешли из субъектно-объектных отношений с пациентом в субъектно-субъектные, что позволило меньше сочувствовать пациенткам и оказывать на них давление, а больше им доверять и привлекать к ответственности за собственное здоровье и здоровье их будущих детей. По результатам наблюдения и видеонаблюдения, а также с помощью клинической беседы после психологического сопровождения было выявлено, что участникам тренинга удалось познать себя, увидеть свои проблемные зоны и начать с ними работать. Изучение новых способов и приемов коммуникации улучшили отношения с коллегами и пациентами, в следствии чего произошло снижение тревожности, повысилась удовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Выводы

Эффективность проведения тренингов на развитие коммуникативной компетенции подтвердилось сравнительными результатами выбранных диагностических методик, клиническими беседами и наблюдением за работой ординаторов в отделениях центра.
Литература
1. Аболина Н.С. Практикум по развитию коммуникации: учебное пособие. / Н.С. Аболина. – Екатеринбург: РГППУ, 2012. – 72 с.
2. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник. / О.И. Муравьева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 160с.
3. Сидорова Н. В., Шеметова Г. Н., Губанова Г. В. Значение коммуникативных компетенций при подготовке врача общей практики // Саратов. науч.-мед. журнал. 2017. Т. 13, № 3. С. 560–563.
4. Трушкина С.В. Коммуникативные техники повышения комплаентности пациентов в практике врача / С.В. Трушкина // Медицинская психология в России, 2018, T. 10, № 5. – C. 6.
5. Методика диагностики уровня развития рефлексивности [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/ Тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В. - Психология счастливой жизни (дата обращения 03.02.2021).
6. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko (дата обращения 05.02.2021).

Тема: Коммуникативные навыки
Сергей Иванников

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: