Автор(ы): Отдельнов Л.А., Немирова С.В., Мухин А.С., Горох О.В.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет
Актуальность
формирование у выпускников медицинских ВУЗов компетенций, необходимых для самостоятельной работы является важнейшей задачей медицинского образования. В настоящее время в связи с пандемией COVID-19 и противоэпидемическими ограничительными мерами, обучение групп студентов «у постели больного» становится все более затруднительным. Это ставит перед организацией образовательного процесса новые задачи, одним из решений которых может быть более широкое использование для проведения практических занятий симуляционных центров.
Цель
представить опыт проведения практических занятий с использованием симуляционных технологий со студентами в симуляционном центре, изучить их результативность и мотивированность обучающихся.
Материалы и методы
в рамках цикла госпитальной хирургии в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре ПИМУ проведены практические занятия со студентами 5 курса лечебного факультета по теме: «Острый аппендицит: хирургическое лечение и периоперационное ведение пациентов». Перед началом занятий проводилось входное тестирование, включавшее 10 вопросов для оценки исходных знаний студентов по теме занятия. В симулированных условиях воссозданы основные этапы периоперационого периода у пациента с острым аппендицитом: 1) дифференциальная диагностика и постановка диагноза; 2) предоперационная подготовка; 3) диагностическая лапароскопия; 4) лапароскопическая аппендэктомия лигатурным способом; 5) ушивание операционной раны; 6) послеоперационное ведение. Каждому этапу предшествовал брифинг. Этап занятия «дифференциальная диагностика» проводился с участием симулированного пациента, в процессе этапов «предоперационная подготовка и послеоперационное ведение» каждому обучающемуся предлагалось оформить листы назначений. Диагностическая лапароскопия проводилась командами «хирург-ассистент» с использованием коробочного тренажера и эндовидеохирургического оборудования. Лапароскопическая аппендэктомия осуществлялась на тренажере «БЭСТА». Этап «ушивания операционной раны» выполнялся на полнослойном муляже кожи. Занятие завершалось дебрифингом с разбором допущенных ошибок, демонстрацией алгоритма осуществления этапов и итоговым тестированием для оценки полученных знаний и умений. По окончании занятия проведено анкетирование студентов, включившее 11 вопросов, направленных на получение обратной связи от обучающихся для изучения оправданности ожиданий студентов, удовлетворенности от данного формата занятия и уровня усвоения полученной информации. Всего опрошены 37 студентов. Результаты анкетирования заносились в таблицы, анализировались с помощью программного пакета Microsoft Office.
Результаты
входное тестирование показало, что перед началом занятия 59% студентов были плохо ориентированы в предназначении лапароскопического инструментария, 49% − в преимуществах метода и показаниях к лапароскопической аппендэкомии, 57% имели неверные представления о противопоказаниях, 43% обучающихся были плохо знакомы с техническими особенностями операции и 57% − с ее специфическими осложнениями.
По итогам проведенного симуляционного занятия 73% студентов продемонстрировали уверенные знания о предназначении лапароскопического инструментария; 70% − о технических аспектах лапароскопической аппендэктомии; 89% четко ориентировались в преимуществах и показаниях к лапароскопическому способу и 78% правильно назвали специфические осложнения лапароскопической аппендэктомии. В качестве главного результата занятия 39% обучающихся назвали полученные знания о дифференциальной диагностике острого аппендицита; 50% − о технических аспектах его оперативного лечения и 11% − об особенностях периоперационного ведения пациентов.
Изучение последней составляющей показало, что студенты в основном имеют неполное представление о клиническом минимуме обследования хирургического пациента: не назначают необходимых исследований, предписанных стандартами оказания хирургической помощи (90%), имеют склонность к рекомендации излишних методов предоперационного обследования и манипуляций (77%). В целом, имея общее представление о необходимости периоперационной профилактики раневых и венозных тромбоэмболических осложнений (77 и 73% соответственно), студенты испытывают затруднения в конкретизации соответствующих назначений (73 и 95% соответственно).
Анализ проведенного анкетирования показал высокий уровень мотивации студентов к занятиям в симуляционном центре: 57% опрошенных считают, что подобные симуляционные практические занятия необходимы в учебном процессе и на них следует выделять больше учебных часов. Остальные признали, что такой формат интересен и важен в плане освоения необходимых для будущей врачебной практики навыков.
По завершении занятия 100% опрошенных признались в том, что их ожидания оказались оправданными, 92% пожелали, чтобы занятия в симуляционном центре проводились чаще и лишь 8% посчитали такой формат занятий нужным только для студентов, рассматривающих хирургию в качестве своей будущей специальности.
Обсуждение
результаты входного тестирования показали, что студенты 5 курса недостаточно хорошо знакомы с тактическими и техническими аспектами лечения пациентов с острым аппендицитом, плохо знакомы с техническими аспектами лапароскопического метода: с его возможностями, преимуществами и опасностями. Успешно освоить эти моменты можно в условиях симуляционного центра через постановку и решение практических задач, приближенных к реальной клинической ситуации. Такой формат практического занятия эффективен и интересен студентам. Кроме основной темы в процессе симуляционного практического занятия студенты проводят профилактику осложнений, укрепляют общехирургические навыки, знакомятся с основами лапароскопической хирургии.
Выводы
практические занятия в условиях симуляционного центра представляются важным дополнением к «традиционному» формату занятий со студентами. Ввиду своей эффективности и высокой мотивации обучающихся, такие занятия имеют основания для более широкого применения в преподавании клинических дисциплин студентам старших курсов.
Леонид Отдельнов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.