Барьеры на пути оценки коммуникативных навыков и способы их преодоления

Автор(ы): Е.Ю. Васильева

Город: Архангельск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

Несмотря на то, что общественные интересы и требования профессиональной аккредитации медицинских работников приводят к изменению учебных программ в медицинских вузах России, на практике сохраняются барьеры на пути обучения и развития навыков межличностного общения будущих врачей.
Отсутствие общепринятой модели общения врача и пациента в ходе медицинской консультации, а также методологии обучения и методического сопровождения в области преподавания и оценки коммуникативных навыков в соответствии с особенностями российского медицинского образования, практического здравоохранения, российского менталитета создают препятствия для разработки единой системы обучения и оценки коммуникативных навыков и внедрения новых учебных программ в медицинских вузах.
Сокращение продолжительности пребывания пациентов в больницах, акцент в преподавании на обучение студентов-медиков диагностике и лечению, большая учебная нагрузка преподавателей отрицательно влияют на формирование у обучаемых установок на ценность и значимость коммуникативного аспекта в деятельности врача.
Нехватка ресурсов для поддержки обучения коммуникативным навыкам и высокая стоимость обучения с использованием стандартизированных пациентов создают дополнительные препятствия. Оценка коммуникативных навыков является сложной с точки зрения логистики, дорогостоящей и порой противоречивой задачей для преподавателей. Часто она опирается на косвенные показатели, которые дают лишь ограниченное представление о потенциале, сильных сторонах и областях совершенствования студентов-медиков. Врачи, как клинические наставники студентов-медиков на практике, которые оценивают коммуникативные навыки, часто имеют различный опыт и подходы к оценке.

Цель

Задача заключается в обосновании системы текущей и итоговой системы оценки навыков коммуникации, отвечающей требованиям объективности, валидности и надежности.

Материалы и методы

Оценка может проводиться как в искусственной ситуации, подобной экзамену, так и в реальной ситуации на рабочем месте. Сочетание этих двух, пожалуй, наиболее желательно. Оценка в экзаменационных ситуациях обеспечит студентам надлежащую своевременную обратную связь и стимулы для улучшения навыков. Оценка на рабочем месте с наблюдаемой обратной связью даст студентам реальную практику общения с пациентом в различных клинических ситуациях.
Оценка коммуникативных навыков может быть разработана таким образом, чтобы соответствовать желаемому уровню пирамиды Миллера. Письменные оценки теоретически могут проверить уровни "знает" и "умеет", поэтому нет смысла придавать тестам большую интерпретативную ценность, поскольку коммуникативные навыки человека в большей степени являются результатом его отношения и поведения, чем его знаний. Более уместно оценить, что студент, вероятно, будет делать ("показывает, как") или что он на самом деле делает ("делает") в определенной ситуации. Это потребует тщательного наблюдения за поведением экзаменующихся.

Результаты

В нынешнем российском контексте текущие оценки предоставляют наилучшую возможность для оценки коммуникативных навыков и обеспечения обратной связи для обучающихся. Их включение в итоговую оценку и придаваемый им вес должны быть выработаны в каждом медицинском вузе на основе консенсуса. Реализация принципа многосторонней оценки коммуникативных навыков преподавателями, стандартизированными пациентами и/или студентами, ресурсы, время, доступное для проведения оценки, а также стандартизированная подготовка пациентов и преподавателей – определяющие факторы, используемые в любой конкретной оценке.

Выводы

Систематическое формирование и развитие коммуникативных навыков, включающее предоставление студентам повторных возможностей получать обратную связь по результатам непосредственно наблюдаемых собеседований с использованием единой системы обучения, а также текущей и итоговой оценки в течение шести лет обучения в медицинском вузе позволит им укрепить базовые навыки и овладеть более сложными коммуникативными навыками.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Васильева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: