Автор(ы): И.А. Ловчикова, А.А.Чурсин, С.Н. Боев
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Актуальность
Первая помощь не является отраслью медицины, хотя ее оказывают при развитии состояний, угрожающих жизни, в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний. Такие состояния развиваются, как правило, внезапно, чрезвычайно быстро и вне стен лечебно-профилактических учреждений. Только от действий окружающих, чаще всего не имеющих медицинского образования, зависит, будет ли у пострадавшего шанс дождаться медицинской помощи. Чем опаснее условия жизнедеятельности человека, тем выше вероятность угрожающего жизни вреда здоровью. Это делает вопросы обучения оказанию первой помощи особенно актуальными для предприятий с высоким риском производственных факторов. На текущий момент в РФ оказание первой помощи регламентировано действующим законодательством: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где дано определение понятия «первая помощь». Это сделало возможным создание подзаконного акта - Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). Обучение оказанию первой помощи также закреплено законодательно. Помимо того, что работодатель обязан (Статья 228 Трудового кодекса Российской Федерации) при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию», на него также возложена обязанность организации обучения оказанию первой помощи для всех поступающих на работу лиц, и для работников, переводимых на другую работу (ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, имеются и этические, и юридические причины для разработки и внедрения программ по обучению оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников предприятий, особенно, с высоким риском производственных факторов.
Цель
Цель преподавателя первой помощи в данном случае - это оптимизация процесса обучения первой помощи с учетом как действующего законодательства, так и текущей мировой ситуации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Материалы и методы
Для сохранения эмоциональной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс можно использовать разнообразные приемы контекстного обучения, положив в основу адаптацию базового курса по оказанию первой помощи, опирающегося на действующее законодательство, к индивидуальным особенностям того или иного производства. Это позволит повысить мотивацию сотрудников и к процессу обучения, и к оказанию первой помощи в реальных условиях.
Чаще всего, программа обучения первой помощи содержит как дистанционную, так и очную часть. Дистанционному этапу традиционно отводится роль теоретической подготовки слушателей курса. Очная часть включает в себя отработку практических навыков путем решения ситуационных задач и проведения адаптационных игр. С марта 2020 года на жизнь человечества в целом и, соответственно, на процессы обучения стал действовать внешний нерегулируемый пока фактор- пандемия COVID-19. Ограничения социальных контактов, связанные с распространением этого заболевания, ведут к смещению образовательных процессов в сторону дистанционного обучения.
Естественно, обучение практическим навыкам при помощи показа презентаций и стандартных видео ведет к снижению эффективности образовательного процесса, так как исключает контекстный подход и эмоциональную составляющую взаимодействия преподавателей и обучающихся.
Результаты
Выходом из сложившейся ситуации может стать применение контекстных методик в дистанционной интерпретации. Очную часть обучения можно проводить в виде онлайн - видеоконференций. Чтобы курс обучения был максимально структурирован и минимально зависел от негативных сторон онлайн-видеоконференций (отсутствие или прерывание связи, пропуск или несвоевременный ответ на сообщения в чате, платные ресурсы для проведения онлайн - трансляций), необходима предварительная подготовка. В ходе подготовки курса при общении с ответственным лицом предприятия - заказчика можно выяснить не только особенности имеющихся регламентов по оказанию первой помощи, но и статистику по несчастным случаям на предприятии, и основные факторы высокого риска на предприятии. На основании полученных данных в ходе создания дистанционного курса, помимо обычной теоретической части, в него включаются видеоинструкции по применению практических навыков. Для усиления контекстной составляющей такая видеоинструкция может в игровом формате воспроизводить реальные события, связанные с предприятием - заказчиком. Возможно включение в дистанционный курс интерактивных задач с использованием фото- и видео- контента. Например, задача «записать пошаговое видео применения навыка - "устойчивое боковое положение», задача «фото давящей повязки». К онлайн-трансляции также можно подготовиться, используя полученные данные о специфике предприятия. В ходе онлайн-трансляции возможно проведение онлайн-игры или онлайн-решения ситуационной задачи. Для этого, как и при очных занятиях заранее создается сценарий игры или задачи, назначаются роли, готовится реквизит.
Выводы
Таким образом, несмотря на отсутствие личного контакта, дистанционное обучение может содержать яркую контекстную составляющую. Кроме того, заблаговременное общение с предприятием, для которого готовится курс, с выяснением ключевых моментов производственного процесса в контексте воздействия производственных факторов высокого риска, сделает дистанционный курс актуальным и запоминающимся. Это положительно повлияет на мотивацию обучающихся, позволит дистанционно обучить практическим навыкам с использованием всех преимуществ контекстного образовательного процесса.
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.