Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Оценка выживаемости знаний методики измерения артериального давления у студентов 6 курса медицинского института РУДН в рамках подготовки к первичной аккредитации.

Оценка выживаемости знаний методики измерения артериального давления у студентов 6 курса медицинского института РУДН в рамках подготовки к первичной аккредитации.

Автор(ы): Бадретдинова А.И., Клименко А.С., Тания Р.В., Тигай Ж.Г.

Город: Москва

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр Российского Университета Дружбы Народов

Актуальность

Артериальная гипертензия является ведущим фактором риска развития сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, инсульт, ишемическая болезнь сердца (ИБС), хроническая сердечная недостаточность), цереброваскулярных (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторная ишемическая атака) и почечных (хроническая болезнь почек) заболеваний. Своевременная и правильная диагностика артериальной гипертензии крайне важна для как можно более раннего подбора необходимого лечения и улучшения прогноза пациента, качества и продолжительности жизни. К тому же, измерение артериального давления является наиболее распространенной медицинской манипуляцией.

Цель

Целью нашего исследования была оценка остаточных знаний студентов в отношении навыков неинвазивной методики измерения артериального давления.

Материалы и методы

В нашем исследовании приняли участие 148 студентов выпускного курса Медицинского Института РУДН, проходивших обучение на базе Аккредитационно-симуляционного Центра в 2017-2018 учебном году в рамках подготовки к первичной аккредитации. В первом семестре студенты знакомились с порядком прохождения аккредитации и особенностями выполнения навыков по чек-листам, разработанным на базе РОСОМЕДа и сдавали зачет. Навык измерения артериального давления подробно и пошагово представлен в паспорте станции «Диспансеризация». Затем во втором семестре в рамках цикла подготовки к аккредитации были оценены остаточные знания студентов. Студенты не были заранее предупреждены о том, что будет проводиться контроль, однако, во время занятий им предлагалось добровольно принять участие в исследовании; оценки за выполнение навыков не выставлялись.

За основу последовательности действий был взят чек-лист экзаменационной станции «Диспансеризация», однако, эта станция включает оценку нескольких объемных навыков (гигиеническая обработка рук медицинского персонала, общий осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких и сердца и т.д.). Поэтому, специально для нашего исследования, мы выделили из чек-листа станции только порядок действий, выполняемый при измерении артериального давления. Студентам была дана вводная, что пациента они видят впервые, таким образом, необходимо было выполнить приветствие и самопрезентацию, а также завершающие действия (уборка оборудования, заключительное общение с пациентом).

Выполненный навык оценивался в 1 балл, не выполненный – 0 баллов, таким образом, каждый студент имел возможность набрать максимально 50 баллов.
Для подготовки студентов и оценки навыков применялся корейский тренажер для измерения артериального давления с беспроводным контролем BT-CEAB2 (Южная Корея).

Результаты

Ни один из студентов не выполнил всего спектра навыков. Количество выполненных навыков составило от 15 (30%) до 49 (98%). В среднем было выполнено 33 пункта чек-листа (66%). Тем не менее, 74% студентов (n=109) выполнило более 50% требуемых навыков, что относительно неплохо, учитывая, что исследование проводилось без дополнительной подготовки. По нашим данным практически единственный пункт, выполненный всеми студентами (99%, n=146) – это приветствие, с чем сравнима только самопрезентация – 92% (n=136) и выяснение личных данных пациента (фамилии, имени и отчества) – чуть более 80% (n=118). Выполняемость остальных пунктов чек-листа колебалась от 39% (n=57) – это «повторное измерение АД на другой руке» до 87% (n=129) – «найти место пульсации лучевой артерии». Таким образом, среднее значение выполняемости составило 67% (n=99).

Обсуждение

Наиболее распространенными ошибками при измерении артериального давления, относятся неверный подбор размера манжеты тонометра, или и вовсе отсутствие какого-либо подбора, ошибки аускультации, разговор во время манипуляции [DDD]. Измерение диаметра плеча пациента и подбор манжеты осуществил только 61% испытуемых (n=91), что не может считаться удовлетворительным. К ошибкам аускультации могут приводить неверное расположение мембраны фонендоскопа, слишком резкое снижение давления в манжете тонометра; по нашим данным лишь 49% студентов (n=73) не помещали головку стетофонендоскопа под манжету, с рекомендуемой скоростью снижали давление в манжете лишь 60% испытуемых (n=89).

Выводы

Таким образом, выживаемость знаний относительно методики измерения артериального давления в течение полугода после детального разбора и прохождения зачетного занятия, остается не вполне удовлетворительной, что свидетельствует о необходимости проведение дополнительных тренингов как на симуляторах, так и в условиях, более приближенных к реальным, возможно, с участием симулированных пациентов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Жанна Тигай

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: