Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Опыт внедрения алгоритма "Трудные дыхательные пути в акушерстве" в рамках дополнительного профессионального образования анестезиологов-реаниматологов

Опыт внедрения алгоритма "Трудные дыхательные пути в акушерстве" в рамках дополнительного профессионального образования анестезиологов-реаниматологов

Автор(ы): Гороховский В.С., Невская Н.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, Хабаровск

Актуальность

Трудные дыхательные пути в акушерстве являются реальной жизнеугрожающей проблемой, требующей максимальной профессиональной и психологической готовности специалиста. При этом анестезиолог-реаниматолог, работающий в учреждении родовспоможения, с этой проблемой встречается в реальной клинической практике редко. И, как показывают данные, плохо к ней готов, как с точки зрения мануальных навыков, так и с точки зрения знаний алгоритмов трудных дыхательных путей.
Внедрение и использование симуляционных образовательных технологий одна из возможностей обучения врачей анестезиологов-реаниматологов по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве».

Цель

Повысить уровень профессиональных компетенций врачей анестезиологов-реаниматологов по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве».

Материалы и методы

В ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России с 2018 года реализуется расширенная модель обучения по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве» в условиях Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, где проводятся тренинги, в 36-часовых циклах повышения квалификации. При проведении тренингов используется симуляционное оснащение 2-6 уровней реалистичности, включая тренажеры для отработки навыков обеспечения проходимости дыхательных путей (Laerdal Норвегия, Nasco США, Ambu Дания, Медтехника СПБ Россия-КНР), виртуальный симулятор оценки техники интубации (Kyoto Kagaku Япония), робот-пациент взрослого человека SimMan 3G (Laerdal, Норвегия).
Расширенная модель обучения включает в себя:
1) лекционный материал
2) отработка индивидуальных навыков алгоритмов трудных дыхательных путей на тренажерах 2-5 уровня реалистичности: оценка риска развития трудных дыхательных путей; различные варианты прямой и непрямой ларингоскопии, включая использование видеоларингоскопа; обеспечение экстренной оксигенации пациента при развитии сценария «не могу интубировать, не могу оксигенировать» с использованием надгортанных и ретрогортанных воздуховодов различных поколений; обеспечение интубации трахеи с использованием направляющих бужей.
3) отработка алгоритмов трудных дыхательных путей на виртуальном симуляторе оценки техники интубации (индивидуальные навыки) (6 уровень реалистичности) с использованием клинических случаев, запрограммированных в симуляторе (симуляция пациента с зажатыми челюстями, симуляция пациента с ограничениями в ретрофлексии шеи, симуляция пациента с микрогнатией) с использованием ларингоскопа и видеоларингоскопа.
4) отработка клинических сценариев «трудных дыхательных путей в акушерстве» роботе-пациенте взрослого человека SimMan 3G (командные навыки) (6 уровень реалистичности).
За период 2018-2020 г по данной программе обучение прошли 57 слушателей – врачей анестезиологов-реаниматологов родовспомогательных учреждений г.Хабаровска.

Результаты

Были проанализированы результаты оценки навыка интубации трахеи при различной сложности трудных дыхательных путей на виртуальном симуляторе оценки техники интубации исходно и по окончанию обучения и результаты опроса обучающихся перед обучением и по окончании обучения.
Виртуальный симулятор оценки техники интубации позволяет оценивать: время выполнения процедуры, давление на резцовые зубы, давление на язык, подъём надгортанника и визуализацию голосовой щели, позиционирование эндотрахеальная трубки, давление в манжете трубки, вентиляцию лёгких.
Перед обучением определенную сложность вызывали симуляции всех сценариев трудной интубации, заложенных в симуляторе. У 25 слушателей (43,8%) время интубации превышало 30 сек. У 42 слушателей (73,6%) давление на резцовые зубы и/или давление на язык были чрезмерными. В случаях микрогнатии и ограничениями в ретрофлексии шеи у 51 обучающегося (89,4%) были сложности с визуализацией голосовой щели. 5 обучающимся (8,8%) не удалось выполнить интубацию. Во всех случаях успешной интубации не было отмечено некорректного позиционирования эндотрахеальной трубки, но при этом в 15% из них было зафиксировано некорректное давление в манжете.
После обучения не зафиксировано ни одного случая неудачной интубации ни в одном из сценариев трудной интубации виртуального симулятора. У 5 слушателей (8,8%) время интубации превышало 30 сек. В случаях микрогнатии и ограничениями в ретрофлексии шеи у 31 обучающегося (54,4%) повторились сложности с визуализацией голосовой щели, но алгоритмы действий были четкими и ситуации завершились удачной интубацией. У 4 слушателей (7%) было зафиксировано некорректное давление в манжете.
Анализ опроса слушателей показал, что перед обучением на цикле 45 опрошенных (78,9%) уверены в своих навыках и знании алгоритмов действий в ситуациях прогнозируемых трудных дыхательных путей. У 18 опрошенных (31,5%) сложности вызывали ситуации непрогнозируемых трудных дыхательных путей. У 20 слушателей (35%) сложности вызывали командные взаимодействия в ситуациях трудных дыхательных путей.
После симуляционного тренинга 53 слушателя (93%) уверены в своих навыках и знании в ситуациях как прогнозируемых, так и непрогнозируемых дыхательных путей. При этом 4 слушателя (7%) отметили потребность в дополнительных командных тренингах. Все слушатели выразили желание повтора данного тренинга не реже чем раз в 6 месяцев.

Обсуждение

Полученные результаты демонстрируют влияние симуляционных тренингов на формирование индивидуальных и командных профессиональных компетенций специалистов родовспомогательных учреждений. Анализ динамики формирования навыков, эффективности обучающих программ позволяет в перспективе совершенствовать организационно-методические составляющие учебных модулей. Включение расширенной модели обучения предлагается как в программы профессиональной переподготовки, так и в программы повышения квалификации.

Выводы

Расширенная модель обучения по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве» позволяет реализовать системный подход к формированию и «выживаемости»профессиональных компетенций, устойчивых правильных алгоритмов действий, командных навыков работы врачей анестезиологов-реаниматологов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Нина Невская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: