Автор(ы): Шапекина Е.А., Шеховцов В.П., Валиев Т.М., Сазонов К.А.
Город: Тверь
Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
Актуальность
В соответствии с требованиями профессиональных стандартов и необходимостью повышения профессионального уровня возникает необходимость теоретического и практического обучения будущих врачей навыкам общения с пациентами. При хорошем контакте врача с пациентом достигаются клинически значимые результаты медицинской консультации, увеличивается эффективность лечения, вследствие приверженности пациента назначениям врача, повышается удовлетворенность врача оказанной помощью.
В этом году мы столкнулись с нестандартной ситуацией, когда обучение студентов в обычной очной форме оказалось не возможным. Появилась потребность в использовании технологий, позволяющих без снижения качества организовать и провести занятия в дистанционном формате. Особенность занятий заключалась в необходимости обеспечения прямого всестороннего контакта преподавателя и симулированного пациента с одной стороны и аудитории с другой. Возникающие сложности были решены благодаря платформе для видео- и аудиоконференций Zoom. На этой платформе проводились интерактивные видеосеминары со студентами выпускных курсов по обучению навыкам общения с пациентами.
Цель
Оценить возможность и качество проведения тренинговых занятий по формированию навыков общения в системе «врач-пациент» в дистанционном формате с использованием платформы для видео- и аудиоконференций Zoom.
Материалы и методы
В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре Тверского государственного медицинского университета не смотря на изменение формата проведения занятий продолжал реализовываться пилотный проект по подготовке обучающихся навыкам общения с пациентами. В связи с возникновением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в весеннем семестре 2020 г., все обучение было переведено в дистанционный формат, в том числе и занятия по коммуникативным навыкам со студентами выпускных курсов университета. В целях реализации программы обучения, видеосеминары проводились на платформе для видео- и аудиоконференций Zoom.
На семинары приглашалась группа студентов, участвовавшая в пилотном проекте. Обучающимся было предложено зарегистрироваться на платформе Zoom, для входа в конференцию им заранее рассылались пароли и логины. Для поддержания интерактива все участники видеосеминара должны были оставлять включенными видеокамеру и звук на компьютере. Занятия состояли из двух частей. В первой части предлагалось ознакомиться с теоретическим материалом, представленным в виде презентации и отражающим основные концепции и преимущества партнерской модели общения с подробным разбором алгоритма медицинской консультации. Наибольшее внимание уделялось сбору жалоб и анамнеза на первичном приеме, а также разъяснению медицинской информации (консультированию). Во второй части – происходил подробный разбор возникших проблем, а также ответы на вопросы. На семинарах присутствовали стандартизированные пациенты: сотрудники университета, прошедшие специальную подготовку, которые также могли включаться в беседу, предлагая ответы, на возникающие вопросы. В последующем на платформе Zoom проводились тренинговые интерактивные видеосеминары. На данных занятиях, при участии симулированных пациентов в режиме реального времени, происходило обыгрывание тренинговых сценариев, с последующим разбором ошибок обучающихся. Благодаря возможностям платформы Zoom, студенты могли отчетливо слышать собеседника, поддерживать необходимый зрительный контакт с симулированным пациентом, наблюдать невербальные сигналы партнера, которые так важны для построения взаимоотношений врач-пациент.
Результаты
В результате проведенных онлайн семинаров был выявлен повышенный интерес обучающихся к теме занятия, с желанием в последующем включить данные навыки в работу.
Благодаря проведенным интерактивным видеосеминарам на платформе для видеоконференций Zoom был получен опыт работы онлайн по формированию навыков общения с пациентом. Обучающиеся не только получили теоретические знания, но и смогли наработать навыки общения с помощью стандартизированного пациента.
Обсуждение
В условиях возникновения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для формирования профессиональной компетенции, есть возможность продолжить обучение коммуникативным навыкам общения в дистанционном формате. Занятия рекомендуем проводить в виде интерактивного онлайн семинара. Для проведения промежуточной аттестации с целью оценки сформированности навыка, может рассматриваться возможность привлечения стандартизированного пациента для реализации тренировочного сценария.
Кроме того, актуальна потребность в увеличении количества проводимых тренингов с привлечением симулированных пациентов, расширении фонда используемых сценариев.
Выводы
Проведенный анализ показал возможность преподавания модели медицинского консультирования в дистанционном формате с сохранением качественной составляющей. Авторами рекомендовано проведение интерактивных онлайн семинаров с привлечением стандартизированных пациентов на платформе для видеоконференций Zoom, при условии перехода на дистанционное обучение.
Виктор Шеховцов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.