Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА: ВЗЛЯД СТУДЕНТОВ

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА: ВЗЛЯД СТУДЕНТОВ

Автор(ы): Халматова Б.Т., Абдурахимова Л.А.

Город: Ташкент

Учреждение: Ташкентская медицинская академия

Актуальность

Актуальность. В Республике Узбекистан в последнее время большое внимание уделяется улучшению материально технической базы медицинских вузов. Во всех медицинских вузах организованы симуляционные центры, которые постоянно обновляются новыми оборудованиями. Современное здравоохранение требует акцентировать внимание на практической подготовке выпускников.
Проблема высшего медицинского образования во всем мире яв¬ляется одной из наиболее важных и значимых задач. Уровень базо¬вых знаний, которыми должны владеть современные выпускники, становится все выше. Всем нам известно, что, качество профессиональной под¬готовки молодого специалиста определяется, прежде всего, тем, на¬сколько он умеет применить полученные знания на практике. Совершенствование высшего медицинского образования диктует необходимость внедрения новых педагогических и информационных технологий, инновационных методов обучения. Современные требования к организации учебного процесса предполагают умелое сочетание директивной и интерактивной моделей обучения.
Симуляционные технологии дополняют и улучшают процесс формирования профессиональных навыков, обучающихся еще на доклиническом уровне. Использование симуляционных технологий позволяет получить клинический опыт без риска для пациента, реализовать контролируемую ситуацию в удобное время по отработке навыков оказания медицинской помощи. Для нашей республики широкое внедрение симуляционного образования еще является новым и требует совершентсвования учебных программ с учетом проведения занятий в симуляционном центре.

Цель

Цель исследования – изучение степени осведомленности студентов о симуляционном обучении на основании проведенного анкетирования.

Материалы и методы

Материалы и методы: Наиболее распространенным инструментом социологических исследований является анкетный опрос. Для оценки эффективности обучения с позиций субъектов обучения и выяснения осведомленности студентов о симуляционном обучении было проведено анонимное анекетирование среди студентов 2-6 курсов лечебного и медико-педагогического факультетов. Всего в анкетировании приняли участие 1289 студентов. Среди них 45% составили студентки. Анкета состояла из 10 вопросов, которые включали в себя оценку образовательного процесса в ТМА, степень овладения практическими навыками, организация производственной практики, роль симуляционного обучения в подготовке специалистов и т.д.

Результаты

Результаты и обсуждение. В анкетировании приняло участие более 60% студентов от общего количества обучающихся на двух факультетах. Данное количество обработанных анкет предоставляет серьезный уникальный объем материала для анализа, на основании которого можно сделать вывод о значении симуляционного обучения в образовательном процессе.
Ответы студентов в зависимости от курса обучения в корне отличались. Например, на вопрос «Как Вы считаете, ТМА дает качественное образование или нет?» 60% студентов 2 курса, 36% 3 курса, 47,8% 4 курса, 25,7% 5 курса, 33,6% 6 курса дали положительный ответ. 33% от всех опрошенных отметили, что затрудняются ответить на данный вопрос.
В ходе проведения анкетирования был задан вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов в ТМА. Большинство студентов (74,6%) ответили удовлетворительно, лишь 24,4% опрошенных оценили неудовлетворительно.
Качество организации производственной практики 38,7% оценили неудовлетворительно. Наибольшее количество отрицательного ответа дали студенты 6 курса. Наибольшее число положительных ответов дали студенты 2 курса.
Студентам также был задан вопрос «на каких кафедрах практические навыки доводят до уровня автоматизма». К сожалению, были перечислены лишь несколько клинических кафедр. 33% опрошенных ответили «ни на каких». На вопрос сколько раз за время обучения самостоятельно выполняли практические навыки самое большое количество было от 2 до 5 раз (38%).
Главным вопросом анкетирования был «Имеете ли Вы представление о симуляционном обучении». Ответы студентов в зависимости от курса обучения были различными. «Да» ответили: 32% студентов 2 курса, 74,5% -3 курса, 59,8% - 4 курса, 34,4% - 5 курса и 54,8% студентов 6 курса. Как видно из данных опроса наиболее осведомленными оказались студенты 3 и 4 курса обучения. Тот факт, что 45,2% студентов 6 курса не имеют представления о симуляционном обучении говорит том, что на практических занятиях не акцентировалось внимание на инновационных методах обучения.
На вопрос «Согласны ли Вы с мнением о том, что практические навыки сперва должны изучить на фантомах и муляжах, потом на больных?» более 90% опрошенных ответили «да».
В конце анкетирования студентам предлагалось написать свои предложения по улучшению освоения практических навыков. По мнению студентов в каждом медицинском вузе должен быть оснащенный современными роботами симуляционный центр, нужно увеличить часы самостоятельной работы, на клинических кафедрах внедрять обязательные ночные дежурства.
Таким образом, путем анализа результатов анкетирования, выявлены недостатки в процессе обучения и предложения об улучшении качества.
Проведенное анкетирование показало, что самой эффективной формой аудиторной работы респонденты считают практические занятия с использованием современных симуляционных и образовательных технологий и тренинги.
Наличие обязательного этапа приобретения навыков в условиях моделирования профессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий, несомненно повысит уровень практической подготовки будущих специалистов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Барно Халматова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: