Применение стандартного имитационного модуля как инструмента профессионального развития педагогов высшей школы

Автор(ы): Артамонова О.А., Рудин В.В., Кабирова Ю.А., Ширяева Ю.В., Мусакулова Н.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России, Федеральный аккредитационный центр

Актуальность

Преподаватель в медицинском ВУЗе должен соответствовать условиям стремительной трансформации современного студента, цифровизации медицинского образования и интенсивного развития симуляционных технологий. Курс «Педагогика и психология высшей школы с основами симуляционного обучения» продолжительностью 72 ак. часа был проведен для 26 кафедр ВУЗа на базе ФАЦ ПГМУ Создание цикла повышения квалификации на базе симуляционного центра стало началом смены парадигмы педагогического образования преподавателей медицинского ВУЗа.

Цель

Исследование стандартных имитационных модулей как приложений к рабочим программам дисциплин клинических кафедр с целью выявления применения симуляционного оборудования разного уровня реалистичности в ФАЦ ПГМУ в рамках практических занятий. Доказать актуальность использования симуляционного оборудования не только для целей проведения аккредитации, но, и развития междисциплинарных связей и клинического мышления.

Материалы и методы

Программа состоит из 4 учебных модулей, включающих материалы по педагогике, психологии, андрагогике, коммуникации и методике симуляционного обучения, на которую выделена большая часть практических занятий. Модуль методики симуляционного обучения с применением симуляционного оборудования от I-VI уровня реалистичности позволяет преподавателям попробовать внедрить современные образовательные технологии в учебный процесс. Исследование использования симуляционного оборудования разного уровня реалистичности в педагогическом процессе клинических кафедр проводили путем анкетирования и анализа СИМов, как приложений к рабочей программе дисциплины. Анкетирование участников курса также иллюстрирует заинтересованность в симуляционном обучении и «горячие точки» для дальнейшего развития курса и непрерывного профессионального развития педагогов.

Результаты

Анализ СИМов, а именно разделов по использованию симуляционного оборудования, проиллюстрировал, что преподаватели университета в наибольшей степени приходят с обучающимися для тренировки мануальных навыков и применяют визуально-вербальный и тактильный уровень симуляции, отрабатывают навыки «руками» - 52 навыка, реактивный – 10, автоматизированный, аппаратный пользуются спросом при подготовке ординаторов, для повышения квалификации врачей, подготовке к станции «Экстренная медицинская помощь» у студентов и ординаторов для аккредитации – 34 СИМа, сложный интегрированный уровень реалистичности отражается в работах по формированию клинического мышления и командной работы, встречается нечасто и требует наибольшей проработки – 10 навыков.
Также выявлена тенденция чрезмерного дробления на небольшие отдельные действия, например: инъекция периферической вены, интубация трахеи, внутритазовая блокада по Школьникову-Селиванову, аускультация какой-то системы и прочее. Данные навыки очень часто рассматриваются отдельно и без формирования комплексного восприятия целостного лечебно-диагностического процесса предполагаемого пациента у обучающегося.
В рамках практического занятия (одного СИМа) или нескольких занятий в рамках отдельной темы далеко не все преподаватели готовы использовать (и используют) одновременно симуляционное оборудование разной степени реалистичности. Еще реже выявлено использование одновременной отработки мягких и жестких (твердых) навыков во время одного занятия. Преимущественно комплекс применяется только при использовании четких, официально регламентированных алгоритмов выполнения манипуляций по примеру аккредитации специалистов. Данные аспекты приводят к «тематическому разрыву» как в пределах одной дисциплины, так и негативно отражаются на междисциплинарном взаимодействии при формировании клинического мышления высококвалифицированного специалиста. В результате чего, по некоторым дисциплинам возникает недостаточное вовлечение кафедр в использование современных симуляционных методик в текущий образовательный процесс. Так, по результатам анкетирования обучающихся курсов на вопрос: «Какова цель посещения ФАЦ с обучающимися» 87% преподавателей ответили «подготовка к первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов».

Обсуждение

Данная тенденция постепенно практически «сходит на нет» после специального вовлечения широкого круга преподавателей кафедр в рамках циклов повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы с преподаванием элементов применения технологий современного симуляционного обучения. У части преподавателей в той или иной степени снизилась боязнь «внедрения нового и неизвестного оборудования и технологий», появляется более четкое понимание преимуществ данных образовательных методик по сравнению с классической системой без применения симуляционного оборудования.
Наряду с принятием административно-управленческих решений по стимулированию развития симуляционных методик преподавания в рамках дисциплин в разделе персональных рейтинговых показателей систематическое обучение преподавателей методике симуляционного обучения привело к большему вовлечению в данный раздел работы и более эффективному использованию оборудования.

Выводы

Опыт проведения курсов «Педагогика и психология высшей школы с основами симуляционного обучения», анализ выполненных в рамках данного цикла СИМов, а также дальнейшей подготовки СИМов профильными кафедрами по преподаваемым дисциплинам, показал совершенствование и большую мотивацию педагогов при системном взаимодействии сотрудников кафедр с методическими структурами симцентра. Преподаватели ВУЗа отмечают свою высокую заинтересованность в тренировке практических навыков со студентами, ординаторами, врачами на базе центра. В связи с этим, планируется внедрение модульной системы повышения квалификации преподавателей на базе симуляционного центра всех кафедр Университета и использование СИМов как инструмента оценивания эффективности обучения.

Тема: Организационные вопросы НПР
Ольга Артамонова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: