Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Развитие эмоционального интеллекта медицинских работников в игровой форме. Настольная игра «Пойми меня, если сможешь»

Развитие эмоционального интеллекта медицинских работников в игровой форме. Настольная игра «Пойми меня, если сможешь»

Автор(ы): Макарова Н.К., Цвекова Е.А., Титкова Ю.С.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России

Актуальность

«Святая наука – расслышать друг друга» (Окуджава Б.).
Отличительными особенностями системы здравоохранения являются: высокая технологическая емкость, приоритет упреждающих мер, разветвленная инфраструктура, а также в определенных ситуациях экстренный характер принятия решений в ответ на угрозы и вызовы. В последние годы исследованиям роли эмоционального интеллекта в повышении качества профессиональной деятельности медицинских работников уделяется особое внимание. Установлено, что зрелые внутриличностные и межличностные эмоциональные компетенции медицинских работников (способность понимать собственные эмоции и управлять ими, способность понимать эмоции других людей и воздействовать на них) напрямую связаны с их благополучным эмоциональным состоянием при осуществлении медицинской деятельности (Белашева И.В. и др., 2023, Гребенникова Ю.Л., и др., 2021).
Развитие эмоционального интеллекта актуально для рядовых медицинских работников и, особенно, для руководителей медицинских организаций всех уровней (оперативного, тактического и стратегического), поскольку он связан с выраженностью лидерских способностей - умением вдохновлять и вовлекать коллег и подчиненных в процесс непрерывного совершенствования деятельности медицинской организации, а также позволяет обеспечить формирование у них позитивной мотивации (Ha S.J., et al., 2021, Reshetnikov V.A., et al., 2020, Ghossoub Z., et al., 2018, Караваев В.А., 2011).
В исследованиях отечественных авторов последних лет (Логвинов Ю.И., и др., 2023, Гребенникова Ю.Л., и др., 2021, Мордосова И.С., 2021) отмечена необходимость разработки и внедрения специальных инструментов обучения, способствующих развитию эмоциональных компетенций у медицинских работников, в том числе с использованием тренинговых, игровых и симуляционных технологий.
Настольная игра относится к действенно-практическим методам обучения, позволяющим приобрести знания, умения и сформировать навыки в соответствии с поставленной целью обучения и запланированными педагогическими результатами – в данном случае – «умения слышать». В процессе проведения настольной игры обеспечивается интерактивное взаимодействие модератора и участников игры (Селевко Г.К., 2005). К достоинствам данного метода обучения относятся высокая степень наглядности и сценарная гибкость, что позволяет участникам в конечном итоге получить уникальные знания и опыт. Особенностями настольных игр являются: широкие возможности их применения в разных группах обучающихся; возможность развития коммуникативных компетенций и умения работать в команде; локализованность в пространстве; наличие игровой атрибутики (игровое поле, фишки, карточки, правила игры, и т. д., которые могут выполнять функции раздаточного материала, наглядных пособий и иных учебных средств); предопределенность алгоритма и правил (Иванов И.С. и др., 2017, Трофимова Е.Д., 2014).

Цель

Разработка настольной игры, направленной на развитие эмоционального интеллекта работников здравоохранения (далее – Настольная игра).

Материалы и методы

В основу Настольной игры заложена адаптивная модель эмоций, предложенная Р. Плутчиком, так называемое «колесо эмоций», включающее 8 базовых эмоций, каждая из которых имеет свое цветовое обозначение. Апробация игры проведена с привлечением 96 участников (обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России).

Результаты

Набор для проведения Настольной игры включает: игровое поле, 8 игровых фишек и 8 игровых кубиков, 7 категорий карточек (всего 294 карточки) и информационную брошюру. При разработке игрового поля были взяты цвета четырех базовых эмоций, имеющих положительную или нейтральную окраску и 1 дополнительный цвет. Каждый цветовой сектор игрового поля соответствует определенной категории игровых карточек: «Подсказка», «Ресурсы», «Ситуации», «Творчество» и «Эмоции». Карточки категорий «Подсказка» и «Ресурсы» обеспечивают игровую динамику, в то время как карточки категорий «Творчество» и «Эмоции» направлены на определение и понимание как собственных эмоций, так и эмоций других участников игры, а также снятие эмоционального напряжения. В карточках категории «Ситуации» представлены эпизоды, связанные с коммуникацией медицинских работников с руководством, коллегами, пациентами и их родственниками, участнику игры необходимо выполнить задание: описать собственные эмоции и свои действия в описанной ситуации. В брошюре представлены: справочная информация о понятии «эмоциональный интеллект» и его значении, классификация эмоций и их проявления, инструменты управления собственными эмоциями, способы предотвращения и стратегии разрешения конфликтных ситуаций. По результатам завершения игры целесообразно проведение обсуждения (дебрифинга) для определения наиболее выигрышных коммуникативных стратегий в различных ситуациях.
Разработанная Настольная игра позволяет обеспечить формирование и развитие у участников компетенции «Управление отношениями и общение с заинтересованными сторонами», в т.ч. субкомпетенции «Управление отношениями и эффективная коммуникация» и «Техники общения и управление конфликтами» в соответствии с моделью компетенций управленческих кадров здравоохранения (Найговзина Н.Б., и др., 2022).
Настольная игра апробирована и имеет высокий потенциал к тиражированию. Возможности использования Настольной игры не ограничены процессом формального обучения по программам среднего профессионального образования, высшего образования, включая подготовку кадров высшей квалификации, и дополнительного профессионального образования - ее эффективно и полезно использовать и при проведении корпоративных мероприятий в медицинских организациях для снятия эмоционального напряжения медицинских работников и сплочения коллектива, повышения эффективности их взаимодействия в системе «медицинский работник – пациент / родственники пациента».
Настольная игра разработана ООО МИП «ЦЦР» в рамках реализации гранта ООО «РОСОМЕД» (договора № РОС-ГР-001).

Тема: Коммуникативные навыки
Макарова Наталия Константиновна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: