Автор(ы): Энерт А.В., Дадэко С.М., Кузнецова Т.Г.
Город: Томск
Учреждение: ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России
Актуальность
В настоящее время на основании Приказа МЗ РФ от 31.07.2020 №785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» медицинские организации (МО) должны проводить внутренний контроль (аудит), включающий: оценку качества и безопасности медицинской деятельности МО, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок, предусматривающих оценку большого количества показателей. Одним из показателей является – обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной и неотложной формах. Проведение аудита по данному показателю является одной из наиболее сложных задач для МО, так как нет возможности организовать данную проверку технически. Чаще всего, проводится оценка только теоретических знаний (клин. рекомендаций, СОПов и т.д.), что не позволяет оценить уровень владения навыками. В связи с этим, необходимо внедрять в систему аудита симуляционные технологии (СТ), так как они являются безопасной средой для оценки владения навыком. Именно СТ позволяют соблюсти основные принципы качественной оценки (трёхсторонняя оценка, частая и непрерывная оценка и подготовка экзаменаторов – аудиторов).
Цель
Разработать алгоритм эффективного аудита качества оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильном стационаре с использованием СТ в условиях «in situ» (далее СТ IS).
Материалы и методы
В процесс аудита были включены 22 МО (156 медицинских работников со средним и высшим медицинским образованием, оказывающих помощь детям. Аудит включал этапы: 1 - дистанционная оценка знаний медицинских работников, которая была реализована с использованием системы дистанционного тестирования (разработан банк тестовых заданий); 2 – практическая оценка навыков медицинских работников с использованием СТ (работа с ситуационными кейсами, ранее неизвестными для медицинских работников; оценка по специально разработанным Чек-листам, для каждой ситуационной задачи); этап 3 – на основании полученных результатов, разработаны и реализованы предложения по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов, проведение тренингов с использованием СТ; этап 4 – практическая оценка навыков медицинских работников с использованием СТ (контроль выживаемости навыков) через 6-12 мес. Оценка практических навыков проводилась с использованием высокореалистичных роботов-манекенов и медицинского оборудования в условиях «in situ».
Результаты
Реализован внешний аудит (на уровне знать, уметь, владеть) качества оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильных стационарах с использованием СТ IS. Проведен анализ полученных результатов оценки качества оказания экстренной и неотложной помощи детям. Разработаны персонализированные программы повышения квалификации (ПК) медицинских сотрудников для устранения выявленных нарушений и улучшения деятельности МО и медицинских работников. Реализованы программы ПК с применением СТ. Проведена оценка выживаемости знаний, умений и навыков после реализации обучающих программ с использованием СТ IS. Разработан алгоритм проведения внешнего аудита оказания экстренной и неотложной помощи детям в многопрофильном стационаре с использованием СТ IS. Проведена оценка эффективности реализации данного аудита с использованием СТ.
Обсуждение
Чтобы оценить, как будет действовать медицинский персонал в своей клинической практике, необходимо чтобы специалист демонстрировал свою готовность выполнять свои профессиональные обязанности. Этот уровень оценки соответствует практическим умениям, навыкам и компетенциям. Существует два возможных пути оценки эффективности деятельности специалиста: первый - оценка может быть выполнена на рабочем месте, но при этом сохраняется вероятность подвергнуть пациента риску, особенно в случае оценивания неопытных специалистов в условиях принятия решения в критической ситуации или выполнения потенциально опасных вмешательств; второй - в качестве альтернативы за показатель реальной эффективности может быть принята и использоваться оценка эффективности действий медицинского персонала во время отработки симуляционных сценариев. В отличии от письменных или устных экзаменов, медицинский персонал может оцениваться по продемонстрированным им клиническим навыкам и суждениям в дополнение к оценке теоретических знаний. Использование СТ позволяет провести оценку компетенций, которые сложно оценить в реальной практике, а так же более сложные компоненты (бдительность, кризисное управление, межличностные навыки и др.). Сегодня на базе некоторых МО создаются симуляционные кабинеты (центры), что, к сожалению, не доступно для большинства МО по многим причинам. Кроме того, для проведения аудита привлекаются сотрудники самой организации, что приводит к несоблюдению самих правил проведения аудита, а именно независимость аудиторов. При проведении внутреннего аудита, возникает вопрос о компетентности команды внутренних аудиторов. Общая сумма знаний, умений и навыков аудиторской команды, должна быть достаточной для проведения детальной оценки проверяемой работы, а также крайне важно умение аудиторов управлять конфликтными ситуациями, которые могут возникать в процессе общения с персоналом, особенно при выявлении несоответствий. Привлекаемые внешние аудиторы, обладают беспристрастностью, что позволяет проводить аудиты максимально объективно, без учета личностных и иных искажающих факторов. Исходя из вышеперечисленного лучшим вариантом проведения аудита является внешний, но возникает проблема у руководителя МО – кто будет проводить внешний аудит и где брать деньги (источник финансирования). На данный момент министерством ЗО это вопрос не решен. Таким образом, возникает необходимость создания эффективных алгоритмов проведения аудита качества оказания экстренной и неотложной помощи с использованием современных СТ.
Выводы
Данная форма аудита мотивирует администрацию МО и ФОМС к регулярному использованию независимого внешнего аудита и проведения тренингов по оказанию экстренной и неотложной помощи с использованием СТ IS.
Анастасия Энерт
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.