Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Отработка навыков оказания помощи при неотложнных состояниях у врачей стоматологов с использованием антропоморфных симуляционных роботов

Отработка навыков оказания помощи при неотложнных состояниях у врачей стоматологов с использованием антропоморфных симуляционных роботов

Автор(ы): Байдаров А.А., Асташина Н.Б., Валиахметова К.Р., Лазарьков П.В., Шамарина А.М.

Город: Пермь

Учреждение: ПНИПУ

Актуальность

Актуальность проблемы обусловлена рядом специфических особенностей амбулаторного приема. Во-первых, это массовый вид специализированной медицинской помощи, которая нередко (а у пожилых пациентов – как правило) оказывается на фоне сопутствующей соматической или психоневрологической патологии. Во-вторых, стоматологические манипуляции выполняются в мощной рефлексогенной зоне, поэтому у пациентов, имеющих опыт лечения в условиях неадекватной анестезии, наблюдается страх перед стоматологическим вмешательством, что создает характерный психоэмоциональный настрой и определяет усиленные либо извращенные реакции даже на подпороговые раздражители. В-третьих, возможности полного обследования больного с целью выявления нарушений структуры и функции жизненно важных органов и систем в условиях стоматологической амбулатории ограничены.
Подготовка медицинского персонала к оказанию первой помощи, включая неотложные мероприятия, является одним из наиболее важных факторов, позволяющих соблюдать современные требования по обеспечению безопасности здоровья и жизни пациентов при оказании им стоматологической помощи.
Наиболее часто встречающимися неотложными состояниями на стоматологическом приеме являются:
1) обморок – приступ кратковременной потери сознания, обусловленный преходящей ишемией головного мозга, с ослаблением сердечной деятельности и дыхания;
2) коллапс – (сосудистая недостаточность) возникает при изменении соотношения между объемом циркулирующей крови и емкостью сосудистого русла. Основными факторами развития сосудистой недостаточности являются уменьшение ОЦК и нарушение вазомоторной иннервации;
3) гипертензивные неотложные состояния:
- гипертоническая болезнь, основными проявлениями которой являются повышенное артериальное давление в частом сочетании с регионарными, главным образом, церебральными, расстройствами сосудистого тонуса;
- стадийность в развитии симптомов, выраженная зависимость течения от функционального состояния нервных механизмов регуляции артериального давления при отсутствии видимой причинной связи болезни с первичным органическим повреждением каких-либо органов и систем;
- гипертонический криз – резкое обострение болезни на короткий срок, характеризующееся рядом нервно-сосудистых нарушений и последующими гуморальными реакциями.
Ряд отдельных элементов формируемой методологии были использованы и проведены в рамках мероприятий РОСОМЕД-Урал и получили большой отклик от профессионального медицинского сообщества.

Цель

Создание новых подходов в обучении врачей стоматологов в рамках подготовки от специалитета до прохождения соответствующих курсов в рамках программ ПП и ПК, с созданием условием максимально приближенным к реальным, а также организацией различных симулированных ситуаций, для обеспечения максимальной вариативности и повышения качества усвоения материала.

Материалы и методы

Учитывая актуальность рассматриваемой темы стоит отметить, что используемые в настоящее время фантомы головы со встроенными пластиковыми челюстями и виртуальной моделью для имитации врачебных манипуляций и коммуникации врач-пациент далеки от реалий клинического приема. Поэтому применение высокотехнологичного имитатора челюсти (Smart-челюсть) собственной разработки, дает множество новых возможностей. Smart-челюсть интегрированна в сервисного антропоморфного стоматологического робота и обладает следующими преимуществами:
– способностью определять момент касания зуба инструментом, перегрев и вибрацию, возникающие в процессе врачебных стоматологических манипуляций и реагировать на них;
– наличием сменного комплекта зубов 3-х видов:
а) зуб для лечения кариеса;
б) зуб для препарирования под несъемные ортопедические конструкции;
в) зуб для проведения эндодонтического лечения;
– формирование открытой модульной программной платформы, позволяет интегрировать дополнительную сенсорику (в том числе, высокоточные датчики положения инструмента в пространстве, камеры видеонаблюдения и т.д.);
наличие вариативных профессиональных моделей и программных модулей, в частности, сценариев учебно-симуляционных интерактивных кейсов вместе с симуляцией неотложного состояния:
а) «Терапия кариеса»;
б) «Протезирование зуба»,
в) «Эндодонтическое лечение»;
г) «Удаление зуба».

Результаты

В рамках исследований рассмотрены основные аспекты, обеспечивающие возможность и целесообразность применения антропоморфных стоматологических роботов в процессе обучения для рассмотрения вопросов оказания помощи с возникновение обмороков и анафилактического шока, в рамках стоматологического приема. Рассмотрены перспективы использования современных методов оказания помощи на всех этапах медицинского образования. В эксперименте приняли участие студенты выпускных курсов, ординаторы и врачи.

Обсуждение

Максимальная приближенность внешнего вида робота к облику человека позволяет вывести иммерсивность процесса обучения на принципиально новый уровень и в совокупности с формированием ситуаций в клиническом аспекте, дает принципиально новые возможности в формировании клинического мышления. Розыгрыш сценариев с использованием сменных зубов и smart-челюсти позволяет максимально реалистично генерировать ситуации.

Выводы

Разработка и внедрение нового типа полнофункциональных мультифункциональных антропоморфных сервисных роботов, с использованием систем искусственного интеллекта, соответствующих лучшим мировым образцам симуляторов, встроенных в структуры сетевого межвузовского обучения и имеющих открытые программные платформы, позволит решать многосторонние и многофункциональные задачи современного медицинского образования на всех его уровнях не достижимых к настоящему времени. Кроме того в будущем симуляционные технологии позволят в любой стоматологической клинике создать условия для обеспечения безопасного и эффективного лечебного процесса, а в вузах условия для соответствующей подготовки специалистов.
Байдаров А.А. - ПНИПУ (Пермь)
Асташина Н.Б., Валиахметова К.Р., Шамарина А.М. - ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера (Пермь)
Лазарьков П.В. - ФЦССХ им. С.Г. Суханова (Пермь)

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Байдаров Андрей Александрович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: