Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Сестринское дело. Модели компетенций бакалавров и магистров в Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

Сестринское дело. Модели компетенций бакалавров и магистров в Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

Автор(ы): С.Г. Павлова

Город: Москва

Учреждение: Кафедра клинического моделирования и мануальных навыков Факультета Фундаментальной Медицины (ФФМ) МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Одной из основных задач приоритетного национального проекта РФ «Здравоохранение», стартовавшего в 2016 году, является обеспечение медицинских учреждений квалифицированными кадрами.
К ним относится повышение требований к уровням компетенций, необходимым для предоставления безопасной, своевременной и высококачественной медицинской помощи, ориентированной на нужды пациентов.
Стандартизация образования в области сестринского дела уровня бакалавриата и магистратуры является актуальной темой. Из многочисленных исследований установлено, что медицинские сёстры с высшим образованием, обеспечивают лучшие результаты лечения и ухода. При этом снижаются показатели смертности, сокращаются сроки госпитализации и уменьшается число осложнений (например, пролежней, возникших во время длительной госпитализации), а также снижается стоимость лечения.

Цель

Изучить и предоставить информацию о профессиональной подготовке бакалавров и магистров сестринского дела Российской Федерации и ФРГ на основании следующих документов:
Приказ № 974 от 22 сентября 2017 года Министерства Юстиции Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело»,
Приказ N 485 от 31 мая 2017 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение»,
Закона о сестринских профессиях,
Закона о содействии профессиональному обучению ФРГ.

Материалы и методы

Проведение сравнительного анализа регламентирующих документов.
Пример профессиональных компетенций бакалавров и магистров сестринского дела РФ с 2012 года.
Бакалавриат 34.03.01 «Сестринское дело» РФ
Сроки обучения: 4 - 4,5 года, не менее восьми семестров.
Квалификация выпускника — «Академическая медицинская сестра (для лиц мужского пола Академический медицинский брат). Преподаватель»
Виды компетенций и профессиональной деятельности бакалавра: 1. лечебно-диагностическая, 2. медико-профилактическая, 3. реабилитационная, 4. организационно-управленческая, 5. педагогическая; 6. научно-исследовательская.
Магистратура 32.04.01 «Общественное здравоохранение» РФ
Сроки обучения: 2 года - 2,5 года, но не менее четырёх семестров.
Квалификация выпускника – «Магистр»
Виды компетенций и профессиональной деятельности: 1. образование и наука (в сфере научных исследований), 2. здравоохранение (в сфере организации системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья). 03. общественное здоровье (до 2022 года).
Пример профессиональных компетенций бакалавров и магистров сестринского дела ФРГ.
С 2020 года в Германии действует новый профессиональный образовательный стандарт для медицинских сестёр.
Бакалавриат «эксперт по сестринскому делу"
Сроки обучения: 7 семестров.
Квалификация выпускника – «Бакалавр эксперт по сестринскому делу»
Виды компетенций и профессиональной деятельности: 1. сестринская наука, 2. управление сестринской деятельностью, 3. развитие сестринского дела, 4. управление проектами и процессами 5. работа в междисциплинарных командах, 6. управление случаем и уходом, 7. лечение боли, 8. формы терапии, 9. укрепление здоровья, 10. управление медицинской информацией.
Магистратура «эксперт по сестринскому делу»
Сроки обучения: от 4 до 6 семестров, в зависимости от модели обучения.
Виды компетенций и профессиональной деятельности: 1. клиническая сестринская практика, 2. научная работа и научно-методические навыки, 3. укрепление здоровья и профилактика, 4. хронические заболевания и уход, 4. управление здравоохранением.

Результаты

Изучение и проведение сравнительного анализа документов РФ и ФРГ по подготовке и компетенциям бакалавров и магистров сестринского дела показывает, что выпускники бакалавриата сестринского дела РФ областями профессиональной деятельности выбирают: охрану здоровья граждан путем оказания квалифицированной сестринской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения, сестринскую клиническую практику, организационно –управленческую, педагогическую и исследовательскую деятельности.
Выпускники магистратуры сестринского дела РФ областями профессиональной деятельности выбирают: организацию и управление сестринской деятельностью, контроль качества медицинской помощи, организационно-методическую деятельность, организацию статистического учета, управление структурным подразделением медицинской организации (МО).
Бакалавры и магистры сестринского дела в ФРГ, после завершения обучения могут работать во всех областях сестринского дела, у них есть широкий спектр возможностей для трудоустройства и развития. Кроме того, профессиональная квалификация автоматически признается на всей территории ЕС. Это означает, что работать в качестве специалиста по сестринскому делу можно и в других странах ЕС.

Выводы

Таким образом, не смотря на некоторые отличия в профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры РФ и ФРГ, на основании изучения и проведения сравнительного анализа высшего образования и компетенций специалистов сестринского дела, можно сделать следующие выводы: в настоящее время дипломированные бакалавры и магистры сестринского дела – это профессионалы, обучение которых в обеих странах направленны на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем, обеспечение отдельных пациентов, семей, групп населения мероприятиями, связанными с сохранением и восстановлением здоровья граждан, профилактическими занятиями, постановкой сестринских диагнозов и медицинскими манипуляциями, в пределах своих компетенций, системами кратковременного и долговременного ухода и реабилитацией в современных условиях.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Павлова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: