Навыки коммуникации при оказании экстренной и неотложной помощи детям - проблемы и перспективы

Автор(ы): Черняховская Д.В., Энерт А.В., Дадэко С.М.

Город: Томск

Учреждение: ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России

Актуальность

Время реагирования при лечении тяжелобольных пациентов, включая случаи остановки сердца у детей, имеет критическое значение для определения выживаемости и результатов терапии. Эффективная коммуникация между пациентом и врачом непосредственно связана с удовлетворенностью пациента и качеством медицинской помощи в отделении неотложной помощи. Однако на пути к эффективному взаимодействию существуют значительные препятствия, такие как шум, беспокойство, путаница в процессе оказания медицинской помощи, а также языковые различия и несоответствия в ожиданиях сторон. В условиях неотложной помощи, как и в амбулаторной практике, дети зачастую остаются исключенными из обсуждений относительно своего лечения, что подчёркивает необходимость улучшения коммуникации в этой сфере. Существующие стандартизированные инструменты оценки коммуникации могут быть применимы в контексте отделения неотложной помощи, однако специализированные инструменты, разработанные с учётом специфики этой области, ещё не созданы и не стандартизированы. Несмотря на методологические сложности, свойственные отделению неотложной помощи, исследования в области коммуникации имеют великое значение и могут принести полезные данные для оптимизации взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами, что в свою очередь может значительно повлиять на исходы лечения и общую удовлетворенность пациентов.

Цель

Оценить уровень сформированности навыков коммуникации при оказании экстренной и неотложной помощи детям у специалистов практикующего здравоохранения с использованием симуляционных технологий.

Материалы и методы

Оценка навыков коммуникации проводилась в рамках I межрегионального конкурса практических навыков "Оказание экстренной и неотложной помощи детям" с применением симуляционных технологий в Республике Хакасия (2024). В конкурсе приняло участие 4 команды от разных МО (20 человек с высшим и средним медицинским образованием: станция скорой медицинской помощи (врачи и фельдшера), детские больницы (врачи и средний медицинский персонал приемного покоя, медицинский персонал отделений, анестезиологи-реаниматологи)). Конкурс включал одну из станций «Коммуникация» (сценарий – общение с мамой ребенка 5 лет, госпитализированного в тяжелом состоянии). Для оценки навыков коммуникации на станции привлекался симулированный пациент. Оценка проводилась с использованием инструмента оценки Консенсусного заявления Каламазу, в котором определено семь научно обоснованных «основных элементов», или задач, эффективной коммуникации врача и пациента: выстраивание отношений между врачом и пациентом; открытие обсуждения; сбор информации; принятие точки зрения пациента; обмен информацией; достижение соглашения по проблемам и планам; закрытие консультации. Критерии чек-листа (ЧЛ), имели разные весовые коэффициенты с учетом значимости навыка. Общий балл ЧЛ составил 100.

Результаты

Общее количество баллов за станцию «Коммуникация» набранных командами (К) в рамках конкурса было следующее: К1 – 51 балл; К2 – 13 баллов; К3 – 8 баллов; К4 – 8 баллов. Наиболее высокий уровень владения навыками коммуникации продемонстрировали врачи-педиатры многопрофильных стационаров, по сравнению со специалистами оказывающими помощь в экстренных ситуациях (фельдшерами и врачами скорой медицинской помощи, анестезиологами-реаниматологами). Навыки, которые выполнялись врачам-педиатрами были следующие: «Приветствует и проявляет интерес к пациенту как к личности», «Использует тон, темп, зрительный контакт и позу, демонстрируя заботу и понимание»; «неперебивание»; «Переход к дополнительным вопросам», «Оценивает понимание пациентом проблемы и желание получить дополнительную информацию», «Объясняет, используя слова, понятные пациенту», «Проверяет взаимное понимание планов диагностики и/или лечения», «Спрашивает, есть ли у пациента вопросы». В целом, врачам педиатрам удавалось приблизиться к соглашению, но не полностью, в отличии от других специалистов. Навыки, которые не были продемонстрированы ни одним специалистом относились к блоку навыков «Понять точку зрения пациента», не выявлялись мысли, тревоги и ожидания, не использовались слова заботы о пациенте, не демонстрировалось обобщение и не предоставлялась возможность задавать вопросы.

Обсуждение

Анализ российских и зарубежных источников показал, что тема медицинской коммуникации при оказании экстренной и неотложной помощи детям остается достаточно неизученной. Основные проблемы, с которыми может столкнуться медицинский работник: отсутствие ресурсов в критической ситуации – времени (экстренность ситуации), человеческих ресурсов (отсутствие дополнительного специалиста для разъяснения информации родителю/законному представителю об этапах оказания экстренной и неотложной помощи); навыков медицинской коммуникации – владение навыками общения в медицине в повседневной клинической работе, особенностями коммуникации в экстренной ситуации, коммуникации с детьми и родителями.

Выводы

Уровень сформированности навыков медицинской коммуникации у специалистов практического здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям остается на недостаточном уровне. Потребность в обучении навыкам общения признается самими медицинскими специалистами. Проблемы и перспективы в разрезе коммуникации с детьми и родителями/законными представителями при оказании экстренной и неотложной помощи недостаточно изучены в мировой практике. Требуется проведение научно-исследовательских работ в данном направлении (выявление основных дефицитов в навыках, поиск наиболее эффективных навыков, разработка эффективных оценочных средств, позволяющих оценить данные навыки).

Тема: Коммуникативные навыки
Анастасия Энерт

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: