Симуляционное обучение и цифровая трансформация: путь к улучшению коммуникативных навыков студентов

Автор(ы): Кемелова Г. С., Сапарова А.С.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Карагандинский медицинский университет»

Актуальность

Современная медицина предъявляет высокие требования к будущим врачам не только в плане их теоретических знаний, но и коммуникативных навыков. Эти навыки критичны для обеспечения качественного пациент-центрированного ухода. В условиях стремительного развития технологий, симуляционное обучение и цифровая трансформация образовательного процесса предлагают новые подходы и инструменты для развития КН у студентов медицинских вузов. Эти методы позволяют создать реалистичные и многократно повторяемые сценарии для обучения студентов, что, в свою очередь, улучшает их способность эффективно взаимодействовать с пациентами. Актуальность темы обусловлена растущими требованиями к профессиональной подготовке врачей в условиях быстро меняющегося медицинского ландшафта. Несмотря на важность КН, традиционные методы обучения часто не обеспечивают должного уровня подготовки студентов в этой области. Симуляционное обучение, в сочетании с цифровыми технологиями, может восполнить этот пробел, предоставляя студентам возможность активно развивать свои КН в безопасной и контролируемой среде

Цель

Целью исследования является исследование самовосприятия студентами своих коммуникативных навыков (КН) и эмоционального состояния во время медицинских интервью с стандартизированными пациентами (СП), а также оценить влияние различных методов обучения на развитие коммуникативных навыков студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие студенты, обучавшиеся в 2014, 2018 и 2023 годах. Основные методы включали анкеты для самооценки КН и эмоционального состояния студентов во время медицинских интервью с СП, анализ видеозаписей интервью и обсуждения результатов в фокус-группах с преподавателями. Симуляционные сессии включали ролевые игры и работу со СП, что позволило оценить уровень подготовки студентов к реальным клиническим ситуациям. В дополнение к традиционным симуляциям использовались цифровые технологии, такие как виртуальные платформы (например, OpenLabyrinth, BodyInteract и AcademiX3D), которые предоставили студентам возможность моделировать клинические случаи в виртуальной среде. Это позволило не только многократно отрабатывать навыки, но и получать автоматизированную обратную связь, что значительно повысило эффективность обучения.

Результаты

Результаты исследования показали, что введение симуляционного обучения и цифровых технологий привело к значительному улучшению КН студентов. Студенты демонстрировали во время работы с СП различные уровни эмоциональных состояний, таких как разочарование, враждебность, возбуждение, стыд, вдохновение, нервозность, решительность, внимательность, страх и активность. Частые негативные эмоции указывали на недостаточную подготовку и стресс. Анализ видеозаписей показал, что студенты не всегда эффективно использовали вербальные и невербальные сигналы пациентов. Преподаватели отметили, что студенты обладают базовыми КН, но не всегда следуют модели Калгари-Кембридж и недостаточно проявляют сочувствие. Активные методы обучения, такие как проблемно-ориентированное обучение (PBL), ролевые игры и видеоматериалы, способствовали развитию КН. Студенты, участвовавшие в симуляционных занятиях, демонстрировали также более высокие уровни решительности, внимательности и активности в ходе медицинских интервью. Работа со СП позволяет студентам лучше понять нюансы коммуникации с пациентами и развивать уверенность в своих действиях. Применение цифровых технологий как дополнение к занятиям по КН также оказалось эффективным. Виртуальные платформы предоставляют студентам возможность многократно повторения и анализа своих действий в ходе изучения клинического сценария, что способствует более глубокому усвоению материала и улучшению КН. Однако, несмотря на позитивные изменения, эмоциональная подготовка студентов оставалась проблемной. Многие студенты испытывали стресс и нервозность во время медицинских интервью, что указывало на необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Обсуждение

Симуляционное обучение и цифровая трансформация показали свою эффективность в улучшении КН студентов. Эти методы предоставляют уникальные возможности для практики и анализа в условиях, максимально приближенных к реальным клиническим ситуациям. Виртуальные платформы, такие как OpenLabyrinth и BodyInteract, позволяют моделировать различные клинические сценарии и получать автоматизированную обратную связь, что значительно улучшает процесс обучения.
Однако эмоциональная подготовка студентов требует дополнительного внимания. Наблюдения за студентами во время симуляционных занятий показали, что многие из них испытывают стресс и тревогу из-за недостатка знаний и уверенности в своих силах. Это подчеркивает важность разработки программ, направленных на эмоциональную поддержку и развитие способности к самоанализу.
Преподаватели отметили, что современные студенты демонстрируют недостаточное сочувствие и иногда нарушают субординацию. Это может быть связано с их предпочтением виртуальной среды, которая порой заменяет реальное взаимодействие. Несмотря на это, симуляционные занятия и цифровые технологии оказывают положительное влияние на развитие КН, и важно продолжать развивать эти направления.

Выводы

1. Симуляционное обучение и цифровые технологии способствуют значительному улучшению коммуникативных навыков студентов медицинских вузов, позволяя им лучше подготовиться к реальной клинической практике.
2. Эмоциональная подготовка студентов остается важной проблемой, требующей дальнейшего развития программ поддержки и способности к самоанализу.
3. Внедрение симуляционных технологий и цифровых решений должно сопровождаться акцентом на эмоциональные аспекты взаимодействия и уважение принципов межпрофессионального взаимодействия, что обеспечит качественное и пациент-центрированное медицинское обслуживание.

Тема: Коммуникативные навыки
Сапарова Аруна Сериковна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: