Автор(ы): Энерт А.В., Дадэко С.М., Кузнецова Т.Г.
Город: Томск
Учреждение: ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России
Актуальность
В настоящее время на основании Приказа Минздрава России от 31.07.2020 №785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» медицинские организации (МО) должны проводить контроль (аудит) качества и безопасности медицинской деятельности. Одним из показателей оценки является – обеспечение оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме. Проведение аудита по качеству оказания экстренной и неотложной помощи является одной из наиболее сложных задач для МО (отсутствие симуляционных центров, симуляционного оборудования, экспертов симуляционного обучения на базе МО, финансирования и т.д.). Существует необходимость создания эффективных форм проведения аудита качества оказания экстренной и неотложной помощи детям с использованием современных симуляционных технологий (СТ). Проведение конкурсов с использованием СТ среди медицинских организаций может являться хорошим форматом для оценки уровня владения навыками оказания экстренной и неотложной помощи детям медицинскими работниками.
Цель
Оценить уровень владения практическими навыками оказания экстренной и неотложной помощи детям специалистами разного профиля и с разным уровнем медицинского образования в условиях работы в команде.
Материалы и методы
Оценка практических навыков проводилась в рамках I межрегионального конкурса практических навыков "Оказание экстренной и неотложной помощи детям" с применением СТ в Республике Хакасия (г. Абакан). Данный конкурс был реализован как первый этап Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педиатрии», посвященной празднованию 100-летия здравоохранения Республики Хакасии и 60-летия ГБУЗ РХ «Республиканской детской клинической больницы», 10-11 апреля 2024 года. В конкурсе приняло участие 4 МО (4 команды от каждой организации по 5 человек с высшим и средним медицинским образованием: станция скорой медицинской помощи (врачи и фельдшера), детские больницы (врачи и средний медицинский персонал приемного покоя, медицинский персонал отделений, анестезиологи-реаниматологи)). Место проведения: ГБУЗ РХ «РДКБ», палаты отделения анестезиологии и реанимации с полным оснащением медицинским оборудованием и помещения МО (условия «in situ»). Для оценки использовались СТ – симуляционное оборудование (высокореалистичный робот-манекен младенца – возраст 1 год, роботизированный манекен ребенка – возраст 5 лет, робот-манекен подростка – возраст 15 лет), специально разработанные оценочные чек-листы (ЧЛ). Комиссия включала внешних экспертов симуляционного обучения (инструктора – 2 человека на станцию), представителей МО (главные врачи, заместители). Конкурс состоял из пяти станций: «Базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР) у детей в возрасте от 1 года до 8 лет» (педБСЛР), «Экстренные мероприятия у детей в возрасте 1 года» (педЭМ), «Коммуникация с законными представителями ребенка» (Коммуникация), «Расширенная СЛР у подростков» (педРСЛР), «Командная работа». Для работы станции «Коммуникация» привлекался симулированный пациент. Оценка проводилась с использованием специально разработанных ЧЛ с критериями, имеющими разные весовые коэффициенты с учетом уровня критичности ошибки. Общий балл каждого ЧЛ составил 100, максимальная сумма баллов за 5 конкурсов – 500.
Результаты
Общее количество баллов за 5 конкурсов было набрано командами (К) следующее: К1 – 269 баллов (Коммуникация – 51, педБСЛР – 67,5, педЭМ – 65, педРСЛР – 34,5, Командная работа – 61); К2 – 244,5 балла (Коммуникация – 13, педБСЛР – 58,5, педЭМ – 57,5, педРСЛР – 29,5, Командная работа – 86), К3 – 115,5 баллов (Коммуникация – 8, педБСЛР – 13, педЭМ – 39,5, педРСЛР – 11, Командная работа – 44), К4 – 155,5 баллов (Коммуникация – 8, педБСЛР – 54, педЭМ – 18, педРСЛР – 24,5, Командная работа – 51).
Обсуждение
СТ представляют уникальную возможность оценивать эффективность действий специалистов в ситуациях, которые имитируют реальную практику без риска для реальных пациентов. Проведение конкурсов среди МО с привлечением внешних экспертов может использоваться как эффективная форма контроля (аудит) знаний, умений и навыков оказания экстренной и неотложной помощи детям медицинским персоналом. Привлекаемые внешние аудиторы, обладают беспристрастностью, что позволяет проводить аудиты максимально объективно, без учета личностных и иных искажающих факторов. По результатам, полученным в результате конкурса, необходимо отметить, что имеются определенный недостаток владения навыками оказания экстренной и неотложной помощи детям, что требует разработки индивидуального подхода к обучению медицинских специалистов разного профиля с использованием СТ. На сегодняшний момент, наиболее низкие результаты по уровню владения навыками продемонстрированы по расширенной СЛР у детей и навыкам коммуникации, что является приоритетным направлением для дальнейшего обучения медицинских специалистов.
Выводы
Конкурс среди МО может использоваться как дополнительная форма аудита, которая имеет несколько преимуществ: возможность оценивать уровень владения навыками в МО в целом; оценка уровня сформированности навыков на разных уровнях оказания медицинской помощи; независимая оценка внешних экспертов; оценка в экстремальных условиях (соперничество – дополнительная стрессовая ситуация); возможность формировать траекторию обучения по одному направлению для каждой конкретной МО.
Энерт Анастасия Витальевна, к.м.н, доцент ФГБОУ ВО «СибГМУ» Минздрава России, Томск
Дадэко Сергей Михайлович, к.м.н, зав. отделением АИР ОГАУЗ «Родильный дом им. Н.А. Семашко», Томск
Кузнецова Татьяна Григорьевна, главный врач ГБУЗ РХ «Республиканская детская клиническая больница», Абакан
Анастасия Энерт
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.