Психолингвистический портрет «трудного» пациента

Автор(ы): Мишланова С.Л. Богатикова Е.П., Рудин В.В., Кабирова Ю.А.

Город: Пермь

Учреждение: ПГНИУ, ПГМУ им Е.А. Вагнера

Актуальность

Актуальность исследования психолингвистического портрета «трудного» пациента обусловлена современными изменениями в медицинской практике, где пациентоцентрический подход становится ключевым. Умение врачей эффективно взаимодействовать с пациентами, особенно с теми, кто проявляет конфликтное поведение, критически важно для повышения качества медицинского обслуживания и успешности лечения. Несмотря на активное обсуждение феномена «трудного пациента» в научной литературе, отсутствие четкой лексикографической фиксации данного понятия подчеркивает необходимость глубокого изучения его семантических аспектов. Результаты нашего исследования могут стать основой для разработки обучающих программ, направленных на совершенствование медицинской коммуникации и преодоление барьеров в взаимодействии с пациентами.

Цель

Цель исследования – построить психолингвистический портрет «трудного» пациента на основе ассоциативного поля врачей.

Материалы и методы

В соответствии с поставленной целью был проведен направленный ассоциативный эксперимент по изучению особенностей толкования понятия «трудный пациент». Информантам нужно было записать ассоциации, возникающие у них при предъявлении стимула по следующей инструкции: «После того, как я назову Вам ключевые слова (стимул), запишите, пожалуйста, как можно быстрее любые, пришедшие Вам в голову, реакции, связанные с ключевыми словами». Стимул предъявлялся информантам устно, а реакции были получены в письменном виде. Эксперимент был ограничен во времени. В исследовании принимали участие 55 врачей разных специальностей. В результате удалось получить языковой корпус реакций, представленный 570 словоупотреблениями.
При восприятии стимулов фиксируются реакции респондентов, совокупность которых составляет ассоциативное поле (АП) [Караулов 1999]. Учитывая специфику полученных в исследовании реакций – толкований понятия «трудный пациент» – мы применили для их структурирования методику выделения семантических признаков [Бабенко 2020].

Результаты

Несмотря на то, что в медицинской литературе феномен «трудного» пациента активно обсуждается уже несколько десятилетий, лексикографической фиксации данного понятия, по нашим данным нет [Ожегов 1997, Большой универсальный словарь русского языка 2015, Грамота.ру 2024]. В связи с этим актуальным представляется определение понятия «трудный пациент» с использованием методов активной лексикографии, в том числе с помощью направленного ассоциативного эксперимента. Структурированные в виде ассоциативного поля семантические признаки позволят создать психолингвистический портрет трудного пациента. В ходе исследования было получено 55 реакций, пять из которых мы отнесли к отрицательным, отказов не было. Из пяти отрицательных реакций, две формально воспроизводят стимул (Трудный; Трудный он и есть трудный), а три указывают на принципиальное неприятие данного понятия (Не сталкиваюсь с такими; У меня такого нет; У меня нет трудных пациентов). Итак, структура АП «трудный пациент», построенная на извлеченных из реакций психолингвистического эксперимента интегральных признаках, свидетельствует о том, что у врачей трудный пациент ассоциируется в первую очередь с психологическим аспектами взаимодействия врача и пациента, несколько реже – с вопросами оказания ему медицинской помощи, слабее всего представлены ассоциации рефлексии опыта работы с таким пациентом. Ядерным признаком нами выделена Психология (62%), околоядерными – Медицина (22%), Отношение врача (16%). «Психология» представлена реакциями, репрезентирующими по большей части личностные особенности, поведенческие особенности и сопротивление лечению. «Медицина» распределяет реакции на три категории: тяжесть заболевания, трудности лечения и трудности диагностики. «Отношение врача» выражено признаками «дополнительные усилия» и «профессиональный рост». Таким образом, структура ассоциативного поля, связанного с понятием «трудный пациент», основанная на интегральных характеристиках, полученных из реакций психолингвистического эксперимента, показывает, что у врачей это понятие в первую очередь связано с психологическими аспектами взаимодействия между врачом и пациентом. В меньшей степени акцентируется внимание на вопросах медицинского обслуживания, а ассоциации, касающиеся рефлексии опыта работы с такими пациентами, проявляются наименьшей силой.

Обсуждение

В результате проведенного исследования было выявлено, что ассоциативное поле врачей демонстрирует значительное разнообразие реакций, что указывает на индивидуальные особенности восприятия «трудного» пациента. Анализ полученного языкового корпуса позволяет сделать вывод о том, что профессиональный опыт и специализация врачей в том числе влияют на характер их ассоциаций. Например, врачи различных специальностей проявили различия в акцентировании эмоциональных и когнитивных аспектов взаимодействия с пациентами. Эти различия могут быть полезны для разработки более эффективных стратегий коммуникации и лечения, учитывающих индивидуальные подходы к «трудным» пациентам. В целом, результаты исследования подчеркивают важность психолингвистического анализа в понимании профессиональной практики и взаимодействия врачей с пациентами. Выделенные семантические признаки могут быть востребованы для семантической разметки медицинских текстов, и, в конечном счете, оптимизации медицинской (электронной) коммуникации.

Тема: Коммуникативные навыки
Богатикова Евгения Павловна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: