Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Подготовка к первично-специализированной аккредитации в симуляционном центре: оценки обучавшихся на языке – посреднике иностранных студентов

Подготовка к первично-специализированной аккредитации в симуляционном центре: оценки обучавшихся на языке – посреднике иностранных студентов

Автор(ы): Деларю Н.В., Деларю В.В.

Город: Волгоград

Учреждение: Волгоградский государственный медицинский университет

Актуальность

В первом десятилетии 2000-х гг. в мировом и российском здравоохранении появляется и начинает бурно развиваться симуляционное обучение, вследствие чего уже спустя 5-7 лет институционализация данной социальной практики перестала вызывать сомнений. Естественно, что этому способствовало как постоянное появление всё более реалистичных манекенов, ставших доступными практически для всех научно-исследовательских центров и высших учебных заведений, так и законодательное оформление необходимости использования симуляционных технологий для отработки (и проверки) практических навыков.
При этом Центр электронного медицинского образования (далее - Центр) Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) стал площадкой для проведения подготовки к первично-специализированной аккредитации иностранных студентов, обучавшихся в медицинских вузах на языке – посреднике в других городах России.

Цель

Оценка обучавшимися на языке – посреднике иностранными студентами реализованной программы подготовки к первично-специализированной аккредитации.

Материалы и методы

В Центре ВолгГМУ проведено анонимное анкетирование 40 обучав-шихся на языке - посреднике иностранных студентов – выпускников медицинских вузов Астрахани, Казани, Нальчика, Тамбова и других городов России (метод основного массива); юношей было 23 человека (57,5%), девушек - 17 (42,5%); все студенты были из дальнего зарубежья (Египта, Марокко, Туниса); при их обучении в вузах использовался, как правило, «традиционный» подход – с 1-го по 4-й курс преподавание осуществлялось на языке – посреднике, в последующем – на русском.
В рамках подготовки к первично-специализированной аккредитации была реализована разработанная программа повышения квалификации «Совершенствование трудовых функций врачей первичного звена здравоохранения (с использованием симуляционных платформ)», рассчитанная на 36 часов. Занятия проводились с группами из 8-10 человек.

Результаты

Основные результаты проведенного исследования были следующими.
Относительно полученных новых знаний на станциях (каждую из стан-ций респонденты оценивали по 5-ти балльной системе, где 1 балл – не узнал ничего нового, 5 – практически все полученные знания были новыми). Средне групповой балл по станциям составил:
«Экстренная медицинская помощь» - 4,65;
«Внутривенная инъекция» – 4,55;
«Базовая сердечно-легочная реанимация» – 4,40;
«Физикальное обследование пациента» – 4,33;
«Сбор жалоб и анамнеза. Диспансеризация» – 4,18.
На вопрос о том, какая станция оказалась более сложной, ответы распределились следующим образом (можно было дать несколько ответов):
«Физикальное обследование пациента» – её отметили 47,5%;
«Экстренная медицинская помощь» - 40,0%;
«Сбор жалоб и анамнеза. Диспансеризация» – 15,0%;
«Базовая сердечно-легочная реанимация» – 7,5;
«Внутривенная инъекция» – её отметили 2,5%;
Не ответили – 5,0%.
Частота занятий на симуляторах в том вузе, где они обучались, была оценена следующим образом: 15,0% считали, что часто (много раз); 72,5% - что, редко и 12,5% - что занятий не было.
Схожесть с реальными пациентами симуляторов, которые использова-лись при обучении в ВолгГМУ, оценивалось по 5-ти балльной системе (1 – совершенно не похожи, 5 – максимально похожи). Средне групповой балл составил 3,5.
Удовлетворенность обучением на симуляторах в ВолгГМУ также оценивалась по 5-ти балльной системе; средне групповой балл составил 4,75.
Среди проблем, с которыми столкнулись обучающиеся при прохождении данных симуляционных тренингов / симуляционного обучения были названы следующие:
недостаточное знание русского языка – 75,0%;
отличия российских и национальных протоколов – 5,0%;
не ответили 20%.
В качестве рекомендаций для улучшения обучения были предложены:
увеличить продолжительность реализуемой программы – 22,5%;
уменьшить количество обучающихся в группах – 7,5%;
использовать язык – посредник- 5,0%;
регулярно проводить подобные циклы, т.к. они информативны – 30,0%;
не ответили 45,0%.

Обсуждение

При обсуждении полученных результатов представляется целесообраз-ным остановиться на следующих моментах.
Обучающимися были даны высокие оценки реализованной программы. Однако, скорее всего, это отражает не только высокий уровень проведенного обучения, но и желание «сделать приятное» преподавателям.
Иностранные студенты, обучавшиеся в медицинских вузах на языке – посреднике, на завершающем этапе обучения испытывают серьёзные проблемы со знанием русского языка, что прямо или косвенно проявилось в ответах на многие вопросы. В результате снижается эффективность подготовки будущих специалистов, в том числе и с помощью симуляционных технологий (которые, к тому, по мнению респондентов, ранее недостаточно часто использовались). Вышеизложенное предполагает интенсификацию обучения иностранных студентов русскому языку.

Выводы

Анонимное анкетирование 40 обучавшихся на языке – посреднике ино-странных студентов из медицинских вузов ряда городов России показало не только высокий уровень реализованной программы подготовки к первично-специализированной аккредитации, но и проблемы студентов со знанием русского языка, что снижает эффективность подготовки будущих специалистов (в частности, терапевтов).

Тема: Терапия
Деларю Наталья Викторовна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: