Опыт использования виртуального пациента в процессе обучения госпитальной педиатрии студентов-выпускников

Автор(ы): Доровская Н.Л., Мельникова И.М., Потапов М.П., Комарова А.Б.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Современная медицина требует от специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и высоких практических навыков. Ключевой задачей образовательного процесса остается формирование и освоение практических навыков и умений; внедрение инновационных технологий становится все более актуальным. Традиционные методы обучения, основанные на практике у постели пациента, сталкиваются с рядом вызовов, включая эпидемиологические ограничения, этические сложности в коммуникации с пациентами, что является особенно «острым» вопросом в педиатрии, где диагностика и лечение детей имеют свои особенности. Безусловно, широкое внедрение цифровых симуляционных разработок в образовательный процесс становится неотъемлемой частью практической подготовки будущих врачей-педиатров.
Интерактивные симуляции обеспечивают гибкость обучения, помогают отрабатывать клинические навыки в безопасной и контролируемой среде, что особенно важно в педиатрии. Виртуальные пациенты (ВП) определяются как интерактивное компьютерное моделирование реальных клинических сценариев с целью обучения медицинским профессиям. ВП способен отображать изменения в состоянии в режиме реального времени в зависимости от проведенной диагностики и выбранной тактики лечения, что позволяет студентам видеть последствия своих действий и корректировать их. В результате неоднократных тренингов совершенствуется логика клинического мышления, повышается мотивация обучения, обеспечивается «безопасность» обучения (возможность многократного повторения практических манипуляций без риска для реальных пациентов), что принципиально в подготовке будущих врачей-педиатров.
Несмотря на констатацию о том, что ВП, которые хорошо интегрированы в учебные программы, более эффективны, нет ясности о том, что представляет собой успешная интеграция. Следовательно, следующим важным шагом в программе исследований, связанных с ВП, является изучение стратегий эффективного внедрения ВП в образовательный процесс.

Цель

Проанализировать роль и эффективность применения тренажера виртуальный пациент Body interact в учебном процессе студентов-выпускников педиатрического факультета.

Материалы и методы

Нами проведено анонимное анкетирование (по специально разработанной анкете) 298 студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета, прошедших обучение под контролем преподавателя на тренажере виртуальный пациент Body interact на модуле Детская кардиология за 3 учебных года (период 2021-2024 гг).

Результаты

Анкетирование выпускников-педиатров 6 курса показало, что только 18% студентов считают себя готовыми приступить к работе в реальной клинической практике, при этом 55,2% не уверены в своих знаниях, боятся совершить диагностические ошибки; 40,6% сомневаются в применении практических навыков; 26% испытывают страх перед пациентами.
После занятий с использованием виртуального симулятора Body Interact у 87,9% студентов-педиатров повысилась эффективность получения практических навыков и усвояемость теоретических знаний; 72,6% демонстрировали четкий алгоритм действий по диагностике и лечению различных заболеваний; 64,1% отметили, что тренажер способствует формированию клинического мышления и позволяет преодолеть неуверенность в себе на практике (38%).
Среди достоинств Body Interact были отмечены наглядность (74,5%), реалистичность (64,2%), возможность применения множества диагностических манипуляций (54,2%), выработка клинического мышления (74,4%), получение обратной связи по допущенным ошибкам в решении клинической ситуации (65,9%), наглядность применения лечебных мероприятий в виде изменения состояния пациента (65%), приближенность клинических ситуаций к реальной практике (59,6%).
Среди недостатков Body Interact можно выделить малое количество кейсов педиатрического профиля, сложность в их самостоятельной проработке, отсутствие обратной связи по дозировкам препаратов. Такие занятия, по мнению студентов-педиатров, помогают работать в реальной клинической практике (86%); почувствовать себя более уверенными в решении диагностических и лечебных мероприятий (85,5%). Малая часть респондентов считают, что симуляционные технологии не помогают в реальной практике и никак не влияют на практическую подготовку будущих врачей-педиатров (3,5% и 4,5%, соответственно).
Все проанкетированные студенты считают необходимым привлечение наставника/преподавателя при работе с симулятором Body Interact для помощи в выработке правильного, эффективного алгоритма действий (76%) и их корректировки по ходу сценария (69%); проведения разбора ошибок (дебрифинга) (70,2%). Большинство обучающихся (92,8%) выразили готовность к дальнейшей самостоятельной работе для отработки полученных навыков при свободном доступе к тренажеру, предложив увеличить время для непосредственной работы с тренажерами-симуляторами и расширить количество кейсов отечественных сценариев педиатрического профиля.

Выводы

Наш трехлетний опыт использования ВП при обучении студентов-выпускников педиатрического факультета свидетельствует о высокой позитивной мотивации к образовательному процессу. Студентам должна быть предоставлена максимальная возможность полностью раскрыть потенциал на различных моделях ВП посредством повторной практики, без ограничений по времени, с учетом учебных программ. В ходе обучения необходимо сочетать компьютеризированную аутентичность с дизайном обучения, интегрированным в учебную программу. Внедрение новых отечественных симуляционных разработок педиатрического профиля будет способствовать формированию высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать на любом этапе оказания медицинской помощи детям.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Доровская Нелли Леонидовна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: