Автор(ы): Доровская Н.Л., Мельникова И.М., Потапов М.П., Комарова А.Б.
Город: Ярославль
Учреждение: ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность
Современная медицина требует от специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и высоких практических навыков. Ключевой задачей образовательного процесса остается формирование и освоение практических навыков и умений; внедрение инновационных технологий становится все более актуальным. Традиционные методы обучения, основанные на практике у постели пациента, сталкиваются с рядом вызовов, включая эпидемиологические ограничения, этические сложности в коммуникации с пациентами, что является особенно «острым» вопросом в педиатрии, где диагностика и лечение детей имеют свои особенности. Безусловно, широкое внедрение цифровых симуляционных разработок в образовательный процесс становится неотъемлемой частью практической подготовки будущих врачей-педиатров.
Интерактивные симуляции обеспечивают гибкость обучения, помогают отрабатывать клинические навыки в безопасной и контролируемой среде, что особенно важно в педиатрии. Виртуальные пациенты (ВП) определяются как интерактивное компьютерное моделирование реальных клинических сценариев с целью обучения медицинским профессиям. ВП способен отображать изменения в состоянии в режиме реального времени в зависимости от проведенной диагностики и выбранной тактики лечения, что позволяет студентам видеть последствия своих действий и корректировать их. В результате неоднократных тренингов совершенствуется логика клинического мышления, повышается мотивация обучения, обеспечивается «безопасность» обучения (возможность многократного повторения практических манипуляций без риска для реальных пациентов), что принципиально в подготовке будущих врачей-педиатров.
Несмотря на констатацию о том, что ВП, которые хорошо интегрированы в учебные программы, более эффективны, нет ясности о том, что представляет собой успешная интеграция. Следовательно, следующим важным шагом в программе исследований, связанных с ВП, является изучение стратегий эффективного внедрения ВП в образовательный процесс.
Цель
Проанализировать роль и эффективность применения тренажера виртуальный пациент Body interact в учебном процессе студентов-выпускников педиатрического факультета.
Материалы и методы
Нами проведено анонимное анкетирование (по специально разработанной анкете) 298 студентов-выпускников 6 курса педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета, прошедших обучение под контролем преподавателя на тренажере виртуальный пациент Body interact на модуле Детская кардиология за 3 учебных года (период 2021-2024 гг).
Результаты
Анкетирование выпускников-педиатров 6 курса показало, что только 18% студентов считают себя готовыми приступить к работе в реальной клинической практике, при этом 55,2% не уверены в своих знаниях, боятся совершить диагностические ошибки; 40,6% сомневаются в применении практических навыков; 26% испытывают страх перед пациентами.
После занятий с использованием виртуального симулятора Body Interact у 87,9% студентов-педиатров повысилась эффективность получения практических навыков и усвояемость теоретических знаний; 72,6% демонстрировали четкий алгоритм действий по диагностике и лечению различных заболеваний; 64,1% отметили, что тренажер способствует формированию клинического мышления и позволяет преодолеть неуверенность в себе на практике (38%).
Среди достоинств Body Interact были отмечены наглядность (74,5%), реалистичность (64,2%), возможность применения множества диагностических манипуляций (54,2%), выработка клинического мышления (74,4%), получение обратной связи по допущенным ошибкам в решении клинической ситуации (65,9%), наглядность применения лечебных мероприятий в виде изменения состояния пациента (65%), приближенность клинических ситуаций к реальной практике (59,6%).
Среди недостатков Body Interact можно выделить малое количество кейсов педиатрического профиля, сложность в их самостоятельной проработке, отсутствие обратной связи по дозировкам препаратов. Такие занятия, по мнению студентов-педиатров, помогают работать в реальной клинической практике (86%); почувствовать себя более уверенными в решении диагностических и лечебных мероприятий (85,5%). Малая часть респондентов считают, что симуляционные технологии не помогают в реальной практике и никак не влияют на практическую подготовку будущих врачей-педиатров (3,5% и 4,5%, соответственно).
Все проанкетированные студенты считают необходимым привлечение наставника/преподавателя при работе с симулятором Body Interact для помощи в выработке правильного, эффективного алгоритма действий (76%) и их корректировки по ходу сценария (69%); проведения разбора ошибок (дебрифинга) (70,2%). Большинство обучающихся (92,8%) выразили готовность к дальнейшей самостоятельной работе для отработки полученных навыков при свободном доступе к тренажеру, предложив увеличить время для непосредственной работы с тренажерами-симуляторами и расширить количество кейсов отечественных сценариев педиатрического профиля.
Выводы
Наш трехлетний опыт использования ВП при обучении студентов-выпускников педиатрического факультета свидетельствует о высокой позитивной мотивации к образовательному процессу. Студентам должна быть предоставлена максимальная возможность полностью раскрыть потенциал на различных моделях ВП посредством повторной практики, без ограничений по времени, с учетом учебных программ. В ходе обучения необходимо сочетать компьютеризированную аутентичность с дизайном обучения, интегрированным в учебную программу. Внедрение новых отечественных симуляционных разработок педиатрического профиля будет способствовать формированию высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать на любом этапе оказания медицинской помощи детям.
Доровская Нелли Леонидовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.