Автор(ы): Бакулин И.Г., Лопатин З.В., Горшков М. Д., Набиев Д.Е., Оганезова И.А., Серкова М.Ю., Медведева О.И.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Северо-Западный Государственный Медицинский университета им. И. И. Мечникова
Актуальность
Современная медицина, рост медицинской информации и развитие образовательных технологий диктуют необходимость внедрения инновационных образовательных технологий на всех этапах подготовки кадров для здравоохранения.
Цель
Цель- исследование возможностей, преимуществ и недостатков использования виртуальных пациентов для изучения пропедевтики внутренних болезней.
Материалы и методы
104 студентам (м=35, ж=79) 2 курса лечебного факультета СЗГМУ им. И. И.Мечникова, по желанию, в образовательную траекторию была включена факультативная дисциплина «Виртуальная пропедевтика». Рабочая программа, составленная кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии имени С. М. Рысса СЗГМУ им. И.И.Мечникова, общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине», Цифровой виртуальной образовательной платформой «ДИМЕДУС», включает 108 академических часов - 72 академических часа аудиторной нагрузки и 36 академических часов самостоятельной работы. В программе предусмотрена промежуточная аттестация в формате зачета.
К занятиям приступил 101 человек, из числа которых входное тестирование прошли 92 студента. Входное тестирование состояло из 30 вопросов с множественными вариантами выбора ответов. Обучающиеся были разделены на 4 группы, с которыми преподаватели кафедры еженедельно проводили лекции и семинары с использованием дистанционных образовательных технологий, иллюстрируя и дополняя занятия виртуальными пациентами и визуальными 3D-материалами. Виртуальный компонент программы – самостоятельная работа обучающихся в цифровой виртуальной образовательной платформе проводился на персональных устройствах – смартфонах или планшетах. Цифровая учебная среда составляла 3 типа образовательного контента: теоретический материал (57 цифровых интерактивных урока); практический компонент (56 виртуальных пациентов) и смарт-тренажер для оценки теоретической подготовки (356 тестовых вопросов). По результатам прохождения уроков или кейсов студенты получали оценку (максимально 100 баллов), которая суммировалась и учитывалась при подведении итогов успеваемости. Индивидуальная активность оценивалась ежедневно, эта статистика была доступна организаторам. Определялись: количество пройденных уроков; оценки за ответы; количество пройденных кейсов; оценки за прохождение кейсов; активность в смарт-тренажере, в том числе количество твердо усвоенных вопросов.
К итоговому зачету допускались студенты, которые прошли все 57 уроков и дважды прошли 56 клинических кейсов на виртуальных пациентах – в режиме обучения, а затем в режиме выполнения. Промежуточная аттестация проводилась в форме зачета в электронной информационной образовательной среды СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Зачет состоял из 100 вопросов. До итогового зачета были допущены 86 студентов (м=20, ж=66).
Результаты
Входное онлайн-тестирование для определения исходного уровня знаний студентов по вопросам пропедевтики внутренних болезней перед началом занятий прошло 92 студента. Испытуемые отвечали на 30 вопросов в течение 30 минут. Средний балл составил 4,49 из 10 максимально возможных.
По итогам изучения теоретического материала средний балл составил 86,1 из 100 возможных.
Из 97 студентов, приступивших к прохождению виртуальных кейсов, 86 завершили все 56 сценариев. Средний балл составил 75,2 (из 100 возможных).
Средняя оценка итогового тестирования составила 8,98 (из 10,00). Из них 4 студентов ответили на оценку ниже 6 баллов, причем трое из них затратили на ответы значительно меньше отведенных 60 минут. Треть из испытуемых (n=28) затратила на тест менее 40 минут. Таким образом, по сравнению с оценками исходного теста продемонстрирован рост теоретических знаний в 2 раза.
Обсуждение
Проект продемонстрировал многогранные возможности дигитализации преподавания пропедевтики внутренних болезней. Большинство студентов дало высокую субъективную оценку такому способу изучения пропедевтики внутренних болезней, инновационной интерактивной подаче материала. Уровень их знаний, глубина задаваемых вопросов и понимание предмета соответствовали тому, что демонстрировали студенты, изучающие классическую дисциплину «Пропедевтика внутренних болезней» на 3 курсе. Хорошая визуализация материала и интерактивное обучение в виртуальной среде облегчает понимание теории. Проблемно-ориентированный подход и широкий выбор патологий в ходе решения клинических кейсов позволяли на практике, в виртуальной среде, применить полученные знания и закрепить их, а мгновенная оценка, обратная связь обеспечивает обучаемому рефлексию согласно ключевым принципам андрагогики.
Выводы
Рабочая программа дисциплины «Виртуальная пропедевтика» может быть реализована на 2 или 3 курсе медицинских вузов в качестве самостоятельной дисциплины или как часть классической программы по пропедевтике внутренних болезней с целью углубленного и/или самостоятельного изучения теоретического материала.
Сочетание реальных пациентов с виртуальными позволяет восполнить пробелы в количестве обследуемых больных и спектре патологий. Наличие обратной связи позволяет мгновенно преподавателю и студенту автоматически получать объективную оценку проведенного обследования и точности диагностики.
Виртуальная клиника ДИМЕДУС может стать существенной частью дидактического арсенала и методик преподавания пропедевтики внутренних болезней.
ФГБОУ ВО «Северо-Западный Государственный Медицинский университет им. И. И. Мечникова», Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия
Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине», г. Москва, Россия
ТОО «Димедус», г. Астана, Республика Казахстан
Серкова Маргарита Юрьевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.