Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Тренинг командного взаимодействия: отработка навыков первичной реанимации и стабилизации новорождённого в родовом зале

Тренинг командного взаимодействия: отработка навыков первичной реанимации и стабилизации новорождённого в родовом зале

Автор(ы): А.Ю. Смагин, Л.С. Ноздрякова, Н.Ю. Крючкова

Город: Омск

Учреждение: БУДПО ОО ЦПК РЗ

Актуальность

Командность и командные компетенции – слабое звено практического здравоохранения. По данным исследования коренных причин медицинских ошибок (RCA, 2005г), именно неадекватные коммуникации и слабо развитые командные компетенции, являются основным фактором медицинских ошибок.
Модель формирования командных компетенций построена на использовании теоретических основ социальной психологии, психологии командного обучения (team-train), современных образовательных технологиях. Предусматривает формирование и совершенствование коммуникативных, организационных, поведенческих навыков и умений (soft skills) командного взаимодействия как в рамках традиционного обучения, так и обучения в рамках специально организованных образовательных мероприятий.
По оценке специалистов перинатальной медицины, в оказании первичной реанимации и стабилизации в родовом зале нуждаются от 0,5 до 2% доношенных новорожденных и от 10 до 20% недоношенных детей. Несвоевременно или не в полном объеме, проведенные реанимационные мероприятия являются одной из основных причин перинатальной заболеваемости с исходом в инвалидность либо смерть маленького пациента.
Эффективность реанимационных вмешательств во многом определяется «командной сработанностью» всех специалистов, участвующих в оказании помощи при рождении новорожденному: врачи-неонатологи, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, а также акушерки и палатные медицинские сестры неонатальных отделений ПИТ и ОРИТН. Традиционные программы обучения, в том числе в дополнительном профессиональном образовании, не предусматривают совместного обучения специалистов смежных специальностей, разного уровня образования и квалификации, что требуется при оказании медицинской помощи в родовом зале. Получение опыта командной работы, чаще всего, происходит непосредственно в процессе профессиональной деятельности - через допущенные погрешности, конфликты, недопонимание, неэффективные коммуникации, неблагоприятные исходы.

Цель

Организация и проведение симуляционных тренингов командообразования для специалистов смежных специальностей практического здравоохранения работающих в системе родовспомогательных технологий в рамках системы непрерывного медицинского образования и интеграция технологии в традиционный учебный формат.

Материалы и методы

На начальном этапе реализации проекта с 2017 по 2019 год, симуляционные тренинги командного взаимодействия по первичной и реанимационной помощи новорождённым детям осуществлялись в соответствие с методическим письмом МЗ и СР РФ от 21/04 2010 года № 15-4/10/2-3204.
Тренинги проводились по технологии симуляционного обучения «in situ» на рабочих местах в акушерских отделениях ЦРБ области и в родовых отделениях городских родильных домов во время плановой дезинфекции.
На командных тренингах проводились не только отработки мануальных навыков, но и не технических. Обучающиеся знакомились с закономерностями превращения бригады в команду, способами установления позитивной взаимосвязи в команде, роли специалистов в конкретной критической ситуации, расставления психологических акцентов, сопровождающие общение коллег в стрессовой ситуации. Тренинги проводились малыми группами по 3-4 специалиста разного профиля и уровня квалификации. Команды состояли из врача-неонатолога, анестезиолога-реаниматолога, акушера-гинеколога, акушерки, детской медицинской сестры.
В рамках долгосрочной реализации проекта, на 2-м этапе с 2020 года, симуляционные тренинги командного взаимодействия были переименованы на «первичную реанимацию и стабилизацию новорождённых в родовом зале» в соответствие с методическим письмом МЗ РФ от 04/03 2020 года № 15-4/И/2-2570.
Тренинги командного взаимодействия в симуляционных залах в объёме 8 часов практики и 2 часов теории включены с 2019 года в программы ДПО 3.1 - "акушерская помощь населению", ДПО 16.1 - "медицинская сестра отделения новорождённых", ДПО 16.13 - "медицинская сестра ПИТ и ОРИТ", программы ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ МЗ врачей акушеров-гинекологов и врачей-неонатологов.

Результаты

На первом этапе формирования и отработки программы обучено 326 специалистов смежных специальностей акушерских отделений 32-х районов ЦРБ и ФАП Омской области и 4-х родильных домов г. Омска.Тренинги проводились как в постоянных бригадах, так и временно созданных на период занятия. При проведении первых тренингов осуществлялась координация МЗ ОО.
За последние 5 лет на базе аккредитационно-симуляционного центра БУ ДПО ОО ЦПК РЗ прошли обучение в рамках дополнительного профессионального образования в залах симуляции «акушерство и неонатология» и «детская реанимация» 966 специалистов практического здравоохранения работающих в системе родовспомогательных технологий.

Обсуждение

По данным статистических исследований отрасли здравоохранения Омской области выявлена положительная динамика показателя младенческой смертности, за последние 20 лет в 3 раза. Более чем на 20% сократился данный показатель с 2017 года после введения программы в практическое здравоохранение и остаётся на неизменном уровне последние 4 года с историческим среднероссийским показателем 4,5 ‰.
Хочется верить, что симуляционные технологии сыграли в этом не последнюю роль.

Выводы

Симуляционные тренинги командного взаимодействия положительно повлияли на качество и эффективность реанимационных мероприятий новорожденного и его стабилизации до перевода в ОРИТН.
1. Деятельность бригад присутствующих на родах скоординирована, благодаря умению определить сильного лидера в команде, эффективному общению и взаимной поддержке.
2. Действия персонала приобрели необходимые качества: точность, производительность, эффективность, безопасность.
3. Улучшены межличностные и коммуникативные навыки специалистов в бригаде.
4. Уменьшилось количество медицинских ошибок и погрешностей в работе медицинского персонала, вызванные недопониманием действий других членов реанимационной бригады.
5. На основании сформированной методологии, созданы методические разработки симуляционных тренингов с решением клинического сценария по различным специальностям.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Смагин Александр Юрьевич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: