Анализ причин и способы коррекции ошибок обучающихся на курсе «основы оказания первой помощи»

Автор(ы): Алексеенко С.Н.1, Деренская С.Р.1, Ушмаров Д.И.1, Деренский М.В.1, Гостищев А.Ф.2

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Актуальность

Умение оперативно оказывать первую помощь является одним из основных решающих факторов при спасении пострадавшего 2. Своевременная адекватная оценка жизнеугрожающих состояний позволяет незамедлительно приступить к спасательным мероприятиям. При этом спасателям необходимо строго придерживаться существующего алгоритма оказания помощи, с учетом специфики каждого конкретного случая.
Этому способствуют различные приемы совершенствования методик обучения. Один из них заключается в выявлении и анализе причин наиболее распространенных ошибок. Максимальную эффективность эта составляющая дает на начальных этапах проведения учебных программ, способствуя повышению качества обучения 1, 3.

Цель

Целью проведенного исследования являлось выявление причин наиболее распространенных ошибок, совершаемых обучающимися в зависимости от приоритетного пути восприятия информации (аудио или визуального) и их своевременная коррекция.

Материалы и методы

Для исследования были выбраны 5 групп обучающихся на курсе «Основы оказания первой помощи» (18 часов): студенты и преподаватели медицинского университета (КубГМУ) – 32 и 43 человека - соответственно; студенты и преподаватели технологического университета (КубГТУ) – 28 и 37 человек - соответственно; сотрудники ГУ МВД России по Краснодарскому краю – 41 человек. Каждая группа обучающихся была разделена на две, примерно равные части. После проведения вводного занятия всем группам обучающихся было предложено прохождение тестового контроля. Оригинальные тесты, разработанные на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф КубГМУ, были представлены в аудиальной и визуальной формах (онлайн платформа «Yandex Forms»). Объем материала, и тематика были сопоставимы в обоих вариантах теста.
При анализе тестовых работ обучающихся оценивались такие критерии как: уровень остаточных знаний, наиболее типичные ошибки, а также – зависимость этих показателей от формы проведения теста (выявление «аудиалов» и «визуалов»). Результаты тестирования учитывались в ходе дальнейшего обучения в виде персонифицированного варианта подачи теоретического материала и проведения практической части курса обучения для одной части в каждой категории обучающихся, а для другой части - последующие занятия проводились без учета индивидуальных особенностей. Для всех групп курсантов использовались различные методики обучения – классический семинар, симуляционный тренинг с разной степенью реалистичности, деловая игра.
По окончанию цикла обучения проводилось итоговое тестирование по вышеописанной методике.

Результаты

Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить что процент ошибок составил от 47,3% до 64,1% на начальном этапе обучения. Причем, в абсолютных числах наибольшее число ошибок зафиксировано при ответах на вопросы по темам «Первая помощь при кровотечениях» и «Сердечно-лёгочная реанимация».
Еще одной особенностью, выявленной при оценке результатов тестирования, явилось влияние базового образования (профессиональной специфики) на количество правильных ответов. Так минимальный процент ошибок был зафиксирован среди преподавателей медицинского университета и сотрудников МВД, что, в одном случае, можно связать с наличием практического опыта оказания помощи, а в другом – наличием в системе МВД курсов специальной подготовки личного состава, включающих изучение основ оказания первой помощи.
Итоговое тестирование продемонстрировало, что в группах, где была проведена коррекция методики преподавания с учетом приоритетного пути восприятия информации процент ошибок снизился до 27,2% - 31,5%, а в группах, где путь восприятия информации не учитывался - до 38,4% - 45,6%.
Также в ходе проведения занятий выявлено, что в группах обучающихся, где учитывались индивидуальные особенности восприятия информации результаты освоения практических навыков оказания помощи были выше (объем правильно выполненных манипуляций достигал от 76,4% до 82,7%).

Выводы

Более детальный анализ данных, полученных в результате проведенного исследования свидетельствует о целесообразности более тщательного подхода к выбору методик обучения. Выявление индивидуальных особенностей обучающихся (в частности - в аспекте приоритетного способа восприятия информации) и соответствующая коррекция учебного процесса на начальных этапах позволяет улучшить качество обучения. Анализ спектра и причин наиболее распространенных ошибок и их коррекция в процессе проведения занятий позволяет получить более высокий уровень знаний и умений у обучающихся.

Авторы: Алексеенко С.Н.1, Деренская С.Р.1, Ушмаров Д.И.1, Деренский М.В.1, Гостищев А.Ф.2

Учреждение 1: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Учреждение 2: ГУ МВД РФ ПО Краснодарскому Краю

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ушмаров Денис Игоревич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: