Автор(ы): Алексеенко С.Н.1, Деренская С.Р.1, Ушмаров Д.И.1, Деренский М.В.1, Гостищев А.Ф.2
Город: Краснодар
Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Актуальность
Умение оперативно оказывать первую помощь является одним из основных решающих факторов при спасении пострадавшего 2. Своевременная адекватная оценка жизнеугрожающих состояний позволяет незамедлительно приступить к спасательным мероприятиям. При этом спасателям необходимо строго придерживаться существующего алгоритма оказания помощи, с учетом специфики каждого конкретного случая.
Этому способствуют различные приемы совершенствования методик обучения. Один из них заключается в выявлении и анализе причин наиболее распространенных ошибок. Максимальную эффективность эта составляющая дает на начальных этапах проведения учебных программ, способствуя повышению качества обучения 1, 3.
Цель
Целью проведенного исследования являлось выявление причин наиболее распространенных ошибок, совершаемых обучающимися в зависимости от приоритетного пути восприятия информации (аудио или визуального) и их своевременная коррекция.
Материалы и методы
Для исследования были выбраны 5 групп обучающихся на курсе «Основы оказания первой помощи» (18 часов): студенты и преподаватели медицинского университета (КубГМУ) – 32 и 43 человека - соответственно; студенты и преподаватели технологического университета (КубГТУ) – 28 и 37 человек - соответственно; сотрудники ГУ МВД России по Краснодарскому краю – 41 человек. Каждая группа обучающихся была разделена на две, примерно равные части. После проведения вводного занятия всем группам обучающихся было предложено прохождение тестового контроля. Оригинальные тесты, разработанные на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф КубГМУ, были представлены в аудиальной и визуальной формах (онлайн платформа «Yandex Forms»). Объем материала, и тематика были сопоставимы в обоих вариантах теста.
При анализе тестовых работ обучающихся оценивались такие критерии как: уровень остаточных знаний, наиболее типичные ошибки, а также – зависимость этих показателей от формы проведения теста (выявление «аудиалов» и «визуалов»). Результаты тестирования учитывались в ходе дальнейшего обучения в виде персонифицированного варианта подачи теоретического материала и проведения практической части курса обучения для одной части в каждой категории обучающихся, а для другой части - последующие занятия проводились без учета индивидуальных особенностей. Для всех групп курсантов использовались различные методики обучения – классический семинар, симуляционный тренинг с разной степенью реалистичности, деловая игра.
По окончанию цикла обучения проводилось итоговое тестирование по вышеописанной методике.
Результаты
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить что процент ошибок составил от 47,3% до 64,1% на начальном этапе обучения. Причем, в абсолютных числах наибольшее число ошибок зафиксировано при ответах на вопросы по темам «Первая помощь при кровотечениях» и «Сердечно-лёгочная реанимация».
Еще одной особенностью, выявленной при оценке результатов тестирования, явилось влияние базового образования (профессиональной специфики) на количество правильных ответов. Так минимальный процент ошибок был зафиксирован среди преподавателей медицинского университета и сотрудников МВД, что, в одном случае, можно связать с наличием практического опыта оказания помощи, а в другом – наличием в системе МВД курсов специальной подготовки личного состава, включающих изучение основ оказания первой помощи.
Итоговое тестирование продемонстрировало, что в группах, где была проведена коррекция методики преподавания с учетом приоритетного пути восприятия информации процент ошибок снизился до 27,2% - 31,5%, а в группах, где путь восприятия информации не учитывался - до 38,4% - 45,6%.
Также в ходе проведения занятий выявлено, что в группах обучающихся, где учитывались индивидуальные особенности восприятия информации результаты освоения практических навыков оказания помощи были выше (объем правильно выполненных манипуляций достигал от 76,4% до 82,7%).
Выводы
Более детальный анализ данных, полученных в результате проведенного исследования свидетельствует о целесообразности более тщательного подхода к выбору методик обучения. Выявление индивидуальных особенностей обучающихся (в частности - в аспекте приоритетного способа восприятия информации) и соответствующая коррекция учебного процесса на начальных этапах позволяет улучшить качество обучения. Анализ спектра и причин наиболее распространенных ошибок и их коррекция в процессе проведения занятий позволяет получить более высокий уровень знаний и умений у обучающихся.
Авторы: Алексеенко С.Н.1, Деренская С.Р.1, Ушмаров Д.И.1, Деренский М.В.1, Гостищев А.Ф.2
Учреждение 1: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Учреждение 2: ГУ МВД РФ ПО Краснодарскому Краю
Ушмаров Денис Игоревич
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.