Интерактивное обучение оказанию первой помощи при минно-взрывных травмах: разработка и внедрение нового сценария

Автор(ы): А.А. Журомская, А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, О.С. Сергеева, М.Б. Казакова, А.С. Лыткина

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

С 1 сентября 2024 года вступил в силу новый порядок оказания первой помощи, который приближен к приказу Министерства обороны РФ №760. Данный порядок базируется на алгоритмах осмотра и оказания первой помощи, применяемых в зоне СВО, разработанных Главным военно-медицинским управлением Министерства Обороны Российской Федерации (ГВМУ МО РФ) в 2022 году. Основой для этих алгоритмов послужили протоколы Tactical Combat Casualty Care (TCCC), широко применяемые в международной практике и доказавшие свою эффективность, в том числе при минно-взрывных травмах (МВТ).
В условиях современного мира, особенно на фоне учащения обстрелов приграничных территорий, использование данного порядка оказания первой помощи и алгоритма становится крайне актуальным. Минно-взрывные травмы становятся особенно важной проблемой в связи с увеличением количества случаев таких ранений среди гражданского населения. Эффективное и грамотное оказание первой помощи в таких ситуациях критически важно для снижения смертности и тяжести осложнений. В связи с этим крайне актуально разработать симуляционные сценарии для отработки оказания первой помощи при МВТ.

Цель

Разработка симуляционного сценария для обучения медицинского персонала, сотрудников экстренных служб, студентов и ординаторов медицинских вузов навыкам оказания первой помощи пострадавшим при минно-взрывных травмах.

Материалы и методы

В основу разработки сценария легли данные анализа типичных травм и повреждений, получаемых на поле боя и в ходе артиллерийских обстрелов среди гражданского населения приграничных территорий. Сценарий строится на взаимодействии обучающегося с симулированным пострадавшим, роль которого исполняет актер с набором имитаций ранений. Модель предполагает, что правильность и последовательность действий обучающегося напрямую влияют на реакцию "пострадавшего": при неверных манипуляциях состояние актера может ухудшаться (например, проявляются судороги, рвота, потеря сознания), что требует немедленной коррекции действий. Такой подход позволяет максимально приближенно смоделировать реальную ситуацию, где ошибки могут стоить жизни.

Результаты

В 2022 году ГВМУ МО РФ был утвержден алгоритм оказания помощи раненым, включающий мнемонические правила КУЛАК/БАРИН, которые являются русифицированной версией международных правил MARCH/PAWS. Основное внимание уделяется контролю над наружным кровотечением (основная причина смерти в первые минуты после ранения), затем — обеспечению проходимости дыхательных путей, восстановлению дыхания и кровообращения (по алгоритму ABC: Airways, Breathing, Circulation). Предложенный симуляционный сценарий строится на последовательности действий, предусмотренной алгоритмом ГВМУ МО РФ и на основе мнемоник, таких как КУЛАК/БАРИН. В случае минно-взрывных травм использование этого алгоритма позволяет существенно улучшить качество оказания первой помощи и повысить шансы на выживание пострадавшего.

Выводы

Разработанный симуляционный сценарий является актуальным инструментом для подготовки медицинского персонала, работников спасательных служб, студентов и ординаторов медицинских вузов к оказанию помощи при минно-взрывных травмах. Использование нового порядка оказания первой помощи в сочетании с интерактивными сценариями способствует повышению уровня подготовки и готовности к оказанию помощи в экстренных ситуациях.

Тема: Стандартизированный пациент
Анастасия Журомская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: