Автор(ы): З.А. Плотоненко, О.А. Сенькевич, А.Л. Дорофеев, Н.А. Невская
Город: Хабаровск
Учреждение: Дальневосточный государственный медицинский университет
Актуальность
Создание первых симуляционных центров было спровоцировано необходимостью модернизации образовательной траектории специалистов в области неонатологии, для повышения качества оказания помощи новорожденным и улучшения показателей работы системы здравоохранения (2011).
На протяжение всего этого времени на территории Хабаровского края происходило развитие системы подготовки специалистов родовспомогательных медицинских организаций по разделу неонатальной реанимации, цикл для сотрудников учреждений родовспоможения Хабаровского края обязателен к регулярному прохождению и включен в план Министерства здравоохранения Хабаровского края по снижению младенческой смертности. Деятельность специалистов, оказывающих медицинскую помощь новорожденным регламентируется нормативными документами: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 921н; методическое письмо Минздравсоцразвития России «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям», 2010 г.; методическое письмо Минздрава России «Реанимация и стабилизация состояния новорожденных детей в родильном зале», 2020 г., «Комплексная образовательная программа по профилактике (предотвращению) младенческой смертности» министерство здравоохранения Хабаровского края, 2017г., 2024 г.).
Цель
Обосновать концептуальный подход к обучению неонатальной реанимации в формате дидактической спирали, как организационной модели непрерывного медицинского образования специалистов родовспомогательных учреждений Хабаровского края.
Материалы и методы
Проведен ретроспективный анализ организации процесса обучения неонатальной реанимации на территории Хабаровского края с 2013 по 2024 гг.
Результаты
Проведено обучение врачей по специальности «Неонатология», «Педиатрия», "Акушерство и гинекология", "Анестезиология и реаниматология", "СМП", средних медицинских работников. Всего за отчетный промежуток с нарастающим итогом прошли обучение более 1000 специалистов, оказывающих медицинскую помощь новорожденным, показатель младенческой смертности за время реализации Программы регулярного обучения на территории края снизился с 12 до 3,6‰, ранней неонатальной смертности с 3,7 до 0,9‰.
Обучения специалистов родовспоможения проходит в рамках комплексной образовательной программы в концепции по-типу "дидактической спирали". Это траектория движения в рамках поддержания профессиональных компетенций включает построение системы подготовки специалистов, расположение учебного материала, сочетает последовательность и цикличность его изучения. На циклах симуляционной тренировки каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и, одновременно, дает новое развитие профессионального уровня, расширение развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок. Нами выделены 5-ти летние периоды симуляционного обучения: I период - 2012-2016 гг. - это преимущественно реализация неонатальной реанимации в рамках базового уровня (технические навыки); II период - 2017-2021 гг. - это реализация расширенного и продвинутого уровня подготовки в рамках неонатальной реанимации, командной работы, с 2021 года и по н.в. - отработка взаимодействия в условиях работы в многопрофильной команде с учетом единства времени и места возникновения критических состояний по специальности неонатология, акушерство, реаниматология, СМП.
Выводы
Динамический образовательный процесс - дидактическая спираль в организации непрерывного обучения по неонатальной реанимации, это «живая", развивающаяся система подготовки медицинских специалистов родовспоможения с прогрессом компетенций от базового уровня до высочайшего профессионализма и мастерства, от технических навыков до надпрофесиональных компетенций.
Плотоненко Зинаида Анатольевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.