Применение методов физиотерапии у детей первого года жизни (на примере плавания).

Автор(ы): Важенина О.А., Филимонова В.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, г. Тюмень

Актуальность

Актуальность: наряду с массажем, гимнастикой - плавание является одним из методов физиотерапии ребенка. Плавание является уникальным физиотерапевтическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья.
Объектом исследования являются методы физиотерапии детей первого года жизни, их виды и влияние на здоровье ребенка.

Цель

Целью данной работы является изучение влияния раннего плавания на здоровье детей.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: изучить историю развития грудничкового плавания; изучить методики грудничкового плавания; помощью анкетирования выявить влияние плавания на здоровье детей г. Тюмени.

Материалы и методы

Материалы и методы: анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ, оценка физического развития у детей.

Результаты

Результаты исследования: при подведении результатов анкетирования 50 респондентов, были получены следующие результаты: среди опрошенных, плаванием занимаются 60% детей; в целом по основным показателям психологического развития ребенка (режим дня, норма сна, контакт со сверстниками, аппетит, настроение) в группе плавающих 83% отметили благотворное влияние плавания. И наоборот, в группе не плавающих детей отметили отклонения более 92% опрошенных. Эти дети имеют трудности в соблюдении режима дня, нормы сна, малыши более капризными и плохо контактируют со сверстниками, имеют проблемы с аппетитом. В группе плавающих 83% опрошенных подтвердили отсутствие у своих детей проблем со стулом, избыточным весом и проблем с формой спины. Дети, которые плавают с раннего возраста реже болеют ОРВИ, имеют хороший мышечный тонус. Напротив, в группе не плавающих 75% опрошенных отметили наличие проблем со стулом, лишним весом. В этой группе отмечается наличие детей с проблемой осанки, дети более чаще болеют ОРВИ, имеют сниженный мышечный тонус.

Обсуждение

Вы замечали, как дети любят воду? Большинство из них с огромным удовольствием плещутся в ванне, в бассейнах, водоемах. Для новорожденных малышей вода является естественной стихией. Ведь все 9 месяцев они проводят в животе у мамы, пребывая в околоплодной жидкости. Поэтому, чем раньше познакомить ребенка с водой, тем легче он научится плавать и тем лучше будут проходить эти занятия. Обучение грудных детей плаванию основано на врожденном плавательном рефлексе, обусловленным их внутриутробным развитием в жидкой среде. Однако, к трем – четырем месяцам этот рефлекс угасает, если его не закреплять. Если приступить к водным занятиям с малышом до достижения им трехмесячного возраста, то он быстро освоится в воде. Плавательные рефлексы, в том числе способность задерживать дыхание при нырянии, у новорожденных настолько развиты, что за несколько месяцев малыш приобретает способность самостоятельно держаться на поверхности воды, плавать, нырять, и может несколько секунд передвигаться под водой.

Выводы

В результате проведенного анкетирования, анализируя полученные ответы на поставленные вопросы, по части влияния грудничкового плавания на здоровье детей, были сформированы две группы детей: первая – это дети на которых плавание оказало оздоровительное действие и вторая – дети, на которых плавание не оказало/оказало, но не существенно оздоровительного влияния. Но в ходе проводимого анализа, выделили несколько респондентов, входящих в первую группу детей на которых плавание оказало оздоровительное действие, но, имеющееся у них заболевание препятствует их нормальному физическому и психическому развитию. Это дети, с такими диагнозами как ДЦП, ППЦНС, синдромом двигательных нарушений. Таким образом, из сформированных групп детей:
- дети на которых плавание оказало оздоровительное действие 96%.
- дети, на которых плавание оздоровительного влияния не оказало/оказало, но не существенно 4%
По результату первой части анкетирования выявлено: средний уровень информирования родителей новорожденных детей медицинскими работниками (64 %) о целях, возможностях и профилактических особенностях грудничкового плавания. И высокая степень ответственности родителей к занятиям плаванием, выраженная в раннем возрасте ребенка с которым начали занятия родители (78%), регулярности занятий (78%), необходимом количестве времени для достижения положительных результатов (70%) привела к тому, что большая часть занимающихся плаванием детей (96%) болели реже, чем их сверстники, не занимающиеся плаванием и без труда соблюдали режим и распорядок дня даже в самом маленьком возрасте (74%).
Основными задачами второй части анкетирования было выяснение следующих вопросов:
- влияние плавания на физическое развитие ребенка;
- имело ли регулярное занятие плаванием более раннее влияние на умение ребенка переворачиваться на живот, сидеть и ходить без опоры;
- влияние занятий плаванием на психическое развитие малыша, легко ли малыш вступает в контакт с окружающими, удается ли соблюдать режим дня.
- насколько плавание нравиться детям и их родителям. Анализируя полученные ответы по характеристикам, определяющим физическое развитие занимающихся плаванием детей, можно выделить так же две группы детей:
- дети, на которых плавание повлияло благотворно 96%
- дети, на которых плавание влияния не оказало, или оказало, но в малой степени 4%.
Принимая во внимание признанные ВОЗ физиологические нормы развития ребенка, которые учитывают морфофункциональные возрастные особенности организма ребенка на каждом из этапов его развития. Таким образом, бесспорно, грудничковое плавание оказывает благотворное влияние не только на здоровье ребенка, но и на психологическое состояние малыша, что непременно идет ему на пользу, выражаясь, например, в регулярном режиме дня с маленького возраста. Помогая ребенку научиться самостоятельно плавать, и родитель переживает уникальный и очень радостный опыт. Взаимный восторг от совместного плавания глубоко воздействует на ребенка, принося ему чувство доверия и радости. Игры с водой очень разнообразны, легко видоизменяемы под любой возраст и склонности малыша.

Тема: Сестринское дело, уход
Важенина Ольга Александровна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: