Особенности применения коммуникативных навыков врачами различных специальностей

Автор(ы): Шапекина Е.А., Родионов А.А.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО "Тверской ГМУ" Минздрава России

Актуальность

Профессионализм врачей заключается во владении ими не только клиническими навыками, но и коммуникативными. В связи с особенностями работы врачи различных специальностей могут применять или не применять те или иные навыки общения в модели «врач-пациент», что представляет интерес для обучения врачей коммуникативным навыкам и дальнейшего развития их у докторов.

Цель

Нами в Тверском ГМУ было проведено исследование, направленное на изучение особенностей применения коммуникативных навыков врачами различных специальностей амбулаторно-поликлинического звена. Объектами исследования стали 199 врачей, работающих в амбулаторно-поликлиническом звене государственной системы здравоохранения Тверской области. Из них: терапевты составили 130 врачей, хирурги – 39, акушеры-гинекологи – 30. Исследование проводилось на симулированном первичном врачебном приёме с использованием стандартизированного пациента, прошедшего обучение по программе «Стандартизированный пациент».

Материалы и методы

Во время врачебного приема перед докторами стояла задача собрать у пациентов жалобы и анамнез жизни и заболевания и разъяснить информацию пациентам (проконсультировать) по поводу возникшего состояния здоровья, ответив на все их вопросы. Оценка владения врачами навыками профессионального общения, основывалась на принципах Калгари-Кембриджского руководства. Во время сбора жалоб и анамнеза пациентов и консультирования проводилась хронометрия с применением секундомера. Этап физикального осмотра в данном исследовании не был предусмотрен. Оценка владения данными навыками осуществлялась по дихотомической шкале с применением соответствующего чек-листа.

Результаты

№ Навык Врачи-терапевты Врачи-хирурги Врачи-акушеры-гинекологи
Сбор жалоб и анамнеза
1 приветствовал пациента 84,60% 87,20% 100%
2 проявлял заботу о комфорте пациента 36,20% 5,10% 86,70%
3 применял открытые вопросы при выявлении жалоб пациента 39,20% 17,10% 20,00%
4 применял скрининг жалоб 21,50% 25,60% 40,00%
5 осуществил полный сбор жалоб 16,90% 12,80% 16,70%
6 обобщал информацию 3,80% 2,60% 0%
7 детализировал жалобы 38,50% 25,60% 56,70%
8 НЕ перебивал пациента 56,90% 46,20% 100,00%
9 НЕ задавал серию вопросов 28,50% 41,00% 26,70%
10 поддерживал зрительный контакт 80,80% 56,40% 90,00%
11 обращался к пациенту по имени-отчеству 8,50% 0% 0%
12 время, затраченное на сбор жалоб и анамнеза у пациента, сек. 243 238 362
Консультирование
1 разъяснил пациенту результаты осмотра 76,90% 74,40% 76,70%
2 уточнил исходные знания пациента 30,80% 38,50% 13,30%
3 выявил наличие вопросов у пациента 43,80% 64,10% 60,00%
4 предоставил возможность пациенту задавать вопросы 59,20% 64,10% 43,30%
5 НЕ использовал мед.термины 96,20% 100,00% 100,00%
6 убедился в понимании пациентом информации 36,40% 38,50% 40,00%
7 согласовал с пациентом план дальнейших действий 73,10% 76,90% 56,70%
8 реагировал на чувства пациента 33,80% 35,90% 46,70%
9 время, затраченное на консультирование пациента, сек. 223 214 190

Обсуждение

Врачи-терапевты чаще врачей других специальностей демонстрировали владение следующими коммуникативными навыками: применение открытых вопросов при выявлении жалоб пациентов, обобщение информации, обращение к пациентам по имени-отчеству. Врачи-хирурги чаще врачей других специальностей не применяли серии вопросов при сборе информации у пациентов, выявляли наличие вопросов у своих пациентов и предлагали их задавать на протяжении всей консультации, а также согласовывали план дальнейших действий с пациентами. Врачи-акушеры-гинекологи чаще врачей других специальностей приветствовали пациентов в ответ, заботились об их комфорте, применяли навык скрининга при сборе информации, детализировали жалобы пациентов, не перебивали собеседников, поддерживали зрительный контакт при сборе информации у пациентов, убеждались в понимании пациентами полученной информации и реагировали на чувства своих пациентов.
Большее количество времени на сбор жалоб и анамнеза тратили врачи-акушеры-гинекологи - в среднем 362 секунды, врачи-терапевты – 243 секунды, меньше всех времени требовалось врачам-хирургам – 238 секунд. На разъяснение информации врачам-терапевтам требовалось в среднем 223 секунды, врачам-хирургам – 214 секунд, врачам-акушерам-гинекологам – 190 секунд.

Выводы

Таким образом, существуют различия в применении навыков общения у врачей различных специальностей. Врачи всех специальностей продемонстрировали недостаточное владение коммуникативными навыками в модели «врач-пациент». Существует потребность в обучении врачей навыкам профессионального общения на курсах повышения квалификации для улучшения владения имеющимися навыками и развития других необходимых коммуникативных приемов для повышения качества оказания медицинской помощи. и дальнейшем их развитии.
1. Сулейманова, С. Ю Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности у врачей ПМСП Vol. 4 / Сулейманова С.Ю., Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Медешева А.К. – 2017.
2. Денисов И.Н. Коммуникативные навыки врачей в амбулаторной практике / Денисов И.Н., Резе А.Г., Волнухин А.В. // ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздравсоцразвития России. – 2012.
3. Копылов, Е. Д. Модернизация оценки коммуникативных навыков врачей разных специальностей / Е. Д. Копылов, Н. Г. Королева, М. В. Ревкова, М. А. Лаушкин, М. В. Гребенкина // Мечниковские чтения-2021. – 2021. – С.29-30.
4. Сильверман, Дж. [Silverman, J. Навыки общения с пациентами. Пер.с англ. Сонькина А.А. [Communication skills with patients. Translation from English Sonkina A.A.] / K. S. D. J. . Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. [Silverman J. – Москва : ГРАНАТ, 2018. – 304 p.
5. Шапекина, Е. А. Оценка исходного уровня сформированности коммуникативных навыков в системе «врач-пациент» у ординаторов терапевтических и хирургических специальностей / Шапекина Е. А., Шеховцов В. П. // Верхневолжский медицинский журнал. – 2023. – Vol. 22. – № 1. – P. 46-48.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Шапекина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: