Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Отработка алгоритмов хирургической безопасности по различным нозологиям через освоение хирургами практико-ориентированных программ обучения

Отработка алгоритмов хирургической безопасности по различным нозологиям через освоение хирургами практико-ориентированных программ обучения

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, А.И. Орловская

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ММНКЦ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Качественную медицинскую деятельность можно определять по-разному. Ключевой показатель – это безопасность, а именно обеспечение безопасной медицинской деятельности.
Современные хирургические методы предполагают использование различных энергетических видов воздействия на ткани (электрический ток высокой частоты и напряжения, ультразвук, лазерное излучение, высокотемпературная плазма), что повышает требования к знаниям и соблюдению правил электробезопасности при работе с высокотехнологичным хирургическим оборудованием и инструментарием. В целях дальнейшего совершенствования хирургической помощи назрела необходимость в стандартизации знаний и навыков в области современных медицинских технологий в хирургии, алгоритмов качественного и безопасного выполнения хирургических вмешательств, в повышении общего уровня профессиональных знаний врачей-хирургов всех столичных лечебных учреждений, что в свою очередь направленно на повышение результативности назначенного лечения, сведя к минимуму риск побочных эффектов лечения и других нежелательных последствий оказания хирургической помощи.

Материалы и методы

Российское общество хирургов (далее – РОХ) уделяет большое внимание качеству и безопасности медицинской деятельности. Алгоритмы хирургической безопасности по различным нозологиям разрабатываются экспертными группами РОХ, утверждаются Правлением и Президиумом РОХ и внедряются в деятельность медицинских организаций столичного здравоохранения в виде локальных нормативных актов.
Одной из наиболее частых операций в общей хирургии является лапароскопическая холецистэктомия (ЛХЭ). По данным ФГБУ «НМИЦ Хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России, в стране выполняется порядка 150 000 ЛХЭ ежегодно.
Методологию и порядок организации образовательной деятельности по освоению алгоритма безопасности рассмотрим на примере стандартизированного алгоритма лапароскопической холецистэктомии. Протокол, содержащий алгоритм действий хирурга, направленный на повышение безопасности, разработан коллективом авторов на основе большого опыта коллег Общероссийских общественных организаций «Российское Общество Хирургов им. академика В.С. Савельева» (РОХ) и «Общество Эндоскопической Хирургии России им. В.Д. Федорова».
Для успешного внедрения действенных мер обеспечения хирургической безопасности разработана и введена в учебный процесс Медицинского симуляционного центра ММНКЦ им. С.П. Боткина практико-ориентированная образовательная программа «Московская школа хирургии» (далее – Программа).
Организация Московской школы хирургии включает в себя несколько этапов:
1. Разработка образовательной программы.
2. Согласование и утверждение программы.
3. Апробация и аккредитация в НМО (техническая оценка паспорта образовательной программы).
4. Регулярное непрерывное практико-ориентированное обучение специалистов.
5. Оценка качества освоения программы в симуляционных условиях и в условиях операционной.
Программа «Московская школа хирургии» разработана группой специалистов практического здравоохранения под руководством академика РАН, доктора медицинских наук, профессора, Президента Российского общества хирургов имени В.С.Савельева, главного хирурга и эндоскописта ДЗМ, директора ГБУЗ ММНКЦ им. С.П. Боткина ДЗМ Шабунина А.В.
Объем программы: 36 академических часов. План учебного процесса составлен в соответствии с четким распределением часов на аудиторные теоретические занятия (7 часов), аудиторные практические занятия – симуляционный тренинг и работа с оборудованием (18 часов), тренинг в операционной, включая роботическую операционную (10 часов), итоговую аттестацию (1 час).
Целью обучения является приобретение хирургами необходимых знаний в использовании возможностей высокотехнологичного оборудования - «Хирургия высокой энергии», отработка техники наложения интракорпоральных швов, изучение принципов безопасной работы основных видов хирургических сшивающих аппаратов, освоение алгоритма безопасного выполнения лапароскопической холецистэктомии.
Обучение по программе «Московская школа хирургии» включает в себя последовательное освоение врачами-хирургами на протяжении 5 дней следующих учебных модулей:
1. Энергии в хирургии. Технологии и безопасность.
2. Ручной шов и анастомозы в абдоминальной хирургии.
3. Сшивающие аппараты в хирургии.
4. Алгоритмы РОХ по безопасному выполнению хирургических вмешательств. Лапароскопическая холецистэктомия.
Обучение хирургов организовано в соответствии с уникальными возможностями ГБУЗ ММНКЦ им. С.П. Боткина ДЗМ с применением современного симуляционного и высокотехнологичного медицинского оборудования и инструментария. В рамках Программы организован тренинг в операционных, в ходе которого опытные хирурги ММНКЦ им. С.П. Боткина (наставники) демонстрируют слушателям безопасную работу с электрокоагулятором, выполнение алгоритмов применения сшивающих аппаратов и принципов их безопасной аппликации, алгоритм лапароскопической холецистэктомии во время проведения оперативного вмешательства. Оценка уровня приобретенных знаний и умений осуществляется в ходе практических занятий с применением современных форм и методов контроля успеваемости и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности (электронное тестирование с использованием современных информационных технологий, работа с чек-листом на примере видеозаписей операций, самостоятельная оценка качества и безопасности выполнения операции по критериям РОХ).

Результаты

В результате освоения практико-ориентированной программы «Московская школа хирургии» врачу-хирургу предоставляется уникальная возможность в приобретении и закреплении теоретических и практических навыков оказания специализированной хирургической помощи с соблюдением современных требований максимальной безопасности для здоровья и жизни пациентов в полном объеме.
В настоящее время ведется планомерная работа по обучению хирургов на базе Учебно-аккредитационного центра – медицинского симуляционного центра ГБУЗ ММНКЦ им. С.П. Боткина ДЗМ.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Анна Орловская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: