Опыт внедрения инновационного образовательного проекта «Школа хирургов»

Автор(ы): Амарантов Д.Г., Перевощиков А.Н., Мустафина В.Н., Денисов С.А., Блинов С.А., Рудин В.В., Баяндина С.Г.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

С давних времён студенты медицинских вузов стремились как можно раньше овладеть навыками хирургического оперирования и прийти по окончании вуза в клиники уже хорошо подготовленными молодыми специалистами. Такие же стремления присутствовали и у профессорско-преподавательских коллективов хирургических кафедр. Однако до настоящего времени в вузах отсутствовали какие-либо действенные инструменты для реализации подобных проектов. Обучение мануальным умениям не носило системного характера и проводилась небольшими порциями в процессе обучения студента на разных хирургических кафедрах.
Как правило целенаправленное обучение навыкам оперирования начиналось тогда, когда студент заканчивал университет и приходил в интернатуру, ординатуру. Вследствие этого значительную часть обучения в ординатуре занимало обучение базовым навыкам, что неминуемо снижало качество этого этапа образования.
Мы полагали, что к началу обучения в ординатуре молодые врачи хирургического профиля должны иметь устойчивые мануальные навыки, что и определило цель нашей работы.

Цель

Разработать систему обучения мануальным хирургическим навыкам на этапе ВУЗовского образования.

Материалы и методы

В период с 2023 по 2024 учебный год в Пермском государственном медицинском университете им. академика Е.А. Вагнера мы ввели в программу циклы обучения, объединённые общим названием «Школа хирургов». Данная школа рассчитана на студентов 6 курса, планирующих выбрать медицинскую специальность, связанную с оперативными технологиями. Обучение хирургическим навыкам проводили на базе кафедры факультетской хирургии №2 и Федерального аккредитационного центра ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера. Операции выполнялись на биопрепаратах (органах свиньи) в учебных операционных. В школе хирургов проходили обучение 40 студентов VI курса лечебного факультета.

Результаты

В обучение студентов были введены три дисциплины по выбору: «основы оперативных технологий при операциях на сосудах», «современные внутриполостные эндоскопические технологии», «теория и практика мануальных приемов современной абдоминальной хирургии». Обучение этим дисциплинам проводилось недельными циклами, разнесёнными в течение учебного года. В промежутках между циклами студенты имели возможность для самостоятельной работы и совершенствование навыков. Для этого им были выделены помещения учебных операционных, предоставлены инструменты и расходные материалы. Обучающимся было отведено время, когда самостоятельную работу курировали специально выделенные для этого преподаватели (не реже двух раз в неделю).
В процессе занятий проводилась обучение трем «базовым» оперативным приемам: кишечному шву, сосудистому шву и интракорпоральному эндоскопическому шву.
На свиных кишках студенты накладывали тонко-тонкокишечный анастомоз «бок в бок» двухрядным швом. Для освоения сосудистого шва накладывали анастомоз «конец в конец» на брюшной аорте свиньи. Кроме того, накладывали сосудистый анастомоз «конец в бок» между аортой и каудальной полой веной свиньи и почечными сосудами.
На наш взгляд, обучение технике интракорпорального эндоскопического шва является необходимым в обучении будущих хирургов. Данный навык труден для освоения, но очень важен для хирурга, так как на смену традиционным операциям с большими разрезами приходят малоинвазивные эндоскопические вмешательства. Мы обучали студентов технике интракопорального эндоскопического шва, предлагая выполнить ушивание перфорации желудка двухрядным швом. Для обучения данному навыку использовали биоматериал – свиной желудок. Руководствуясь собственным опытом мы полагаем, что врач, хорошо владеющий техникой ручного эндоскопического шва, сможет выполнить широкий спектр эндоскопических хирургических вмешательств.
На каждом занятии мы стремились мотивировать студентов выполнить как можно больше качественных повторов хирургических приемов. В конце каждого цикла проводили зачётное занятие с элементами соревнования между обучающимися.
В конце цикла обучения было проведено учебное соревнование где сравнивалась качество и скорость выполнения студентами оперативных приемов. Оценка качества выполнения оперативных приемов проводилась по специально разработанным чек-листам, в которых учитывались герметичность, отсутствие стенозирования, эстетичность швов и анастомозов. По итогам соревнования были выявлены победители которые были награждены дипломами и подарками.
Работу школы хирургов в течение года и результаты контрольных соревнований мы широко освещали в социальных сетях. Достижения ребят демонстрировали руководителям практического здравоохранения – их будущим работодателям.

Обсуждение

К концу курса обучения все студенты успешно выполняли указанные хирургические приемы. Так будущие хирурги в среднем за 40 минут накладывали состоятельный кишечный анастомоз, за 25 минут сосудистый анастомоз с хорошим качеством формирования швов, за 25 минут ушивали перфорацию желудка эндоскопическим ручным швом. При этом качество выполнения оперативных приемов было неизменно хорошим.
Полученные обнадеживающие результаты первого года внедрения образовательного проекта привели к решению распространить «Школу хирургов» не только на студентов лечебного, но и на студентов педиатрического факультета.

Выводы

Внедрение в программу обучения студентов медицинского вуза предметов, направленных на обучение мануальным хирургическим навыкам позволило качественно подготовить обучающихся к следующему образовательному этапу – ординатуре. Полученный уровень технической подготовки позволит ординаторам, прошедшим циклу обучения в школе хирургов значительно интенсифицировать процесс освоения специальности.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Амарантов Дмитрий Георгиевич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: