Автор(ы): Л.П.Шубникова
Город: Москва
Учреждение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москва "Медицинский колледж №5"
Актуальность
Несмотря на проводимый в последнее время Министерством здравоохранения РФ комплекс мероприятий по совершенствованию первичной и специализированной медицинской помощи в масштабах страны по-прежнему остаются недостаточно решенными проблемы организации паллиативной помощи инкурабельным больным как в многопрофильных стационарах, так и в амбулаторно-поликлинических условиях.
Подготовка специалистов паллиативной помощи стала одной из основных тем заседания Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере 30 марта 2015 года. Министерство здравоохранения совместно с Министерством образования и науки рекомендует обучение среднего и высшего медицинского персонала по программе повышения квалификации в данной области. Следовательно, в условиях растущей потребности в паллиативной медицине, вероятно, потребуется реорганизация существующей системы подготовки среднего медицинского персонала, включение в учебную программу учреждений среднего профессионального образования (далее СПО) курса паллиативной медицинской помощи (ПМП), внедрение активных методов обучения.
Цель
Выявить потребности, сложности и перспективы подготовки средних медицинских работников для системы оказания паллиативной медицинской помощи.
Материалы и методы
Проведен поиск научных статей, опубликованных не позднее 2019 г. В исследовании применены теоретический, аналитический и эмпирический методы. Полученные данные были структурированы и анализированы.
Результаты
В ходе анализа отечественной и зарубежной медицинской литературы выяснилось, что медицинский контроль основного инкурабельного заболевания (боль, тягостность симптома и активные медицинские вмешательства) пациенты ставят на последние места, отдавая приоритет проблемам психологическим, практическим и медико-социальным. Набор навыков, которыми должны владеть специалисты, оказывающие паллиативную помощь, включает управление болью и симптомами, прогнозирование, общение, психосоциальную поддержку и помощь в последние дни жизни человека.
Поэтому важным направлением выделяется подготовка и обучение медицинских работников, оказывающих паллиативную помощь, в том числе, сестринского персонала для оказания сестринского ухода за инкурабельным больным. Однако, до настоящего времени не разработана единая примерная учебная программа по паллиативной медицинской помощи.
Основные вопросы паллиативной помощи «разбросаны» по различным дисциплинам и приходятся на разные годы обучения.
В содержании программ недостаточно полно отражены вопросы психологических проблем, возникающие в процессе умирания, как у тяжелобольного, так и родственников, особенности питания, в т. ч. искусственного, парентерального и стомированных пациентов. Не рассматривается проблема качества жизни паллиативных пациентов, в то время как, качество жизни является единственной целью лечения пациентов в инкурабельной стадии заболевания. При обучении студентов должны активно внедряться симуляционные технологии сестринского ухода за пациентами с трахеостомой, гастростомой, колостомой, цистостомой, при пролежнях у тяжелобольных и т.д.
Анализ имеющихся тематик/программ помог осознать необходимость включения ключевых вопросов паллиативной помощи, практической работы медсестры в единый курс/модуль.
Идея внедрения курса/модуля паллиативной помощи в последний год обучения основывалась на том, что студент на конечном этапе формируется, как медицинский специалист, и должен не только обобщать знания, но и уметь их применять в практике, в частности по паллиативной помощи.
Кроме того, при выборе тем в программе подготовки по паллиативной помощи учитывались требования профстандарта «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)».
«Сквозными» темами в разделах программы присутствуют вопросы медицинской деонтологии, формирование философского отношения к смерти, учение о хронической боли, принципы ухода при пролежнях, позиционирование и перемещение тяжелобольных, сестринский уход за терминальным пациентом. При обучении медсестер должны быть использованы различные активные методики, включая дидактические занятия, выполнение практических навыков под наблюдением, ролевую игру с заранее определенными сценариями, компьютерные технологии, групповые занятия, обсуждения в малых группах, разбор клинических случаев, междисциплинарные встречи, а также посещения хосписа и пациентов на дому. Особое внимание следует уделять применению симуляционных технологий в подготовке кадров в паллиативной медицине.
Такой комплексный пациентоориентированный мультидисциплинарный подход при составлении учебных программ повысит качество оказания паллиативной помощи неизлечимому больному и его родственникам и удовлетворит потребность общества.
Выводы
Результаты данного обзора литературы свидетельствуют о необходимости разработки образовательных программ по паллиативной помощи для всех медицинских образовательных учреждений.
В заключение следует отметить, что изложенный в рамках настоящей статьи материал не претендует на всю полноту охвата рассматриваемой актуальной проблемы. В целях оптимизации практико- ориентированного учебного процесса становится перспективно очевидным сотрудничество медицинского колледжа и специалистов паллиативной службы медицинских и религиозных организаций, медицинских симуляционных центров города Москвы.
Для единого подхода к образовательному процессу, высокого качества подготовки специалистов по паллиативной медицинской помощи целесообразно также разработать примерную образовательную программу ФГОС с учетом выше изложенных принципов.
Шубникова Любовь Петровна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.