Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Выработка профессиональных компетенций среднего медицинского персонала у учащихся медицинских колледжей путем командных тренингов с распределением ролей совместно со студентами медицинского университета

Выработка профессиональных компетенций среднего медицинского персонала у учащихся медицинских колледжей путем командных тренингов с распределением ролей совместно со студентами медицинского университета

Автор(ы): Редненко В.В., Орлова Е.А., Редненко Л.И., Оладько А.А.

Город: Витебск

Учреждение: Витебский государственный медицинский университет

Актуальность

Симуляционное обучение имеет возможности формирования компетентности, но ее диапазон зависит не только от уровня освоения практических навыков, но и от среды, в которой формируются и проявляются поведенческие реакции. Наш опыт показывает, в медицинских колледжах превалируют тренинги изолированных технических навыков медицинских манипуляций (до 90%), что позволяет формировать компетентность на доклиническом этапе только в минимальном диапазоне . Необходимо сбалансированное симуляционное обучение, включающее как тренинги медицинских манипуляций, так и коммуникации и полной симуляции клинической ситуации.

Цель

Определить роль командных тренингов в формировании профессиональных компетенций среднего медицинского персонала у учащихся медицинских колледжей.

Материалы и методы

Проведены командные тренинги в симуляционно-аттестационном центре Витебского государственного медицинского университета. В 2023-24 учебном году проведено 66 совместных 3-х часовых занятий, состоящих из 20 минутных командных тренингов. Команда для тренинга: врач (1) – студент 4-5 курсов медуниверситета, медсестры (2-5) – учащиеся последнего курса обучения 5 медколледжей. Каждая группа учащихся медколледжа привлекалась к занятиям дважды в осеннем и весеннем семестре. За время занятия проводилось 8-10 тренингов. Таким образом, в течение одного занятия каждый учащийся колледжа участвовал в тренинге 2-4 раза, а в течение учебного года 4-8 раз.
Дизайн тренинга предполагал сразу дать на практике испытать последствия наличия/отсутствия командной работы с качественным дебрифингом с возможностью повторного тренинга с учетом полученной обратной связи.
Тренинг проводился как неотложная медицинская помощь дежурной сменой районной больницы на высокореалистичном тренажере в «палате интенсивной терапии» или «палате пациента» в условиях временного стресса.
Оценка результативности тренинга и дебрифинг проводился двумя экспертами раздельно по категориям.
Экспертами оценивались как технические навыки, так и нетехнические, такие как коммуникация, взаимная поддержка, ситуационный мониторинг, оперативное оповещение, расстановка приоритетов, лидерские качества.

Результаты

Первые тренинги показали, что на исход клинической ситуации тренинга оказывают негативное влияние ошибки медицинской сестры:
1. нарушение методик выполнения технических навыков (инъекций, инфузий, катетеризаций и др. процедур) в условиях временного стресса;
2. невыполнение или неправильное выполнение назначений врача по причине недостаточной коммуникации медсестра-врач (не услышал, не понял, был занят другой процедурой);
3. отсутствие взаимной поддержки и помощи в ситуации, когда одна медицинская сестра справилась с полученным заданием, но не оказывает помощь другой, даже если она в ней нуждается;
4. проблемы с расстановкой приоритетов, выполнение второстепенных заданий врача при наличии первоочередных заданий;
5. отсутствие ситуационного мониторинга состояния пациента и недостаточный уровень оперативного оповещения врача или другой медицинской сестры о внезапно возникших проблемах;
6. невыполнение рутинных действий при отсутствии указаний врача, отсутствие предвосхищения потребностей других членов команды, понимания командной задачи;
7. проявления признаков стресса: суетливости, ступора, агрессивности по отношению к членам команды;
Наличие и количество указанных ошибок значительно варьировало в зависимости от личности лидера команды (врача) и личных качеств обучаемых, но, как правило, они имели выраженное негативное воздействие на исход клинической ситуации.
Повторный тренинг, как правило, приводил к значительному снижению ошибок, в том числе к полному исчезновению ошибок 2 и 7.
4-8 тренингов способствовали практически полному исчезновению вышеуказанных ошибок.

Обсуждение

Организация командных тренингов в ВГМУ на старших курсах является обычной практикой, где врачами и средним медицинским персоналом выступают студенты тренируемой учебной группы. Но добиться ощущения реальности ситуации крайне проблематично, так как «медицинская сестра» в таком тренинге обладает совершенно иным уровнем компетенций, чем реальная медицинская сестра.
В медицинском колледже возможность организации командных тренингов крайне затруднена в связи с отсутствием категории обучаемых с компетенцией врача.
Таким образом, проведение командных тренингов с формированием участников команды из студентов медицинского университета и учащихся медицинского колледжа крайне выгодно, как университету, так и колледжу, позволяя формировать реальные компетенции врачебного и среднего медицинского персонала.
Наш опыт показал недостаточность отработки изолированных практических навыков для формирования профессиональных компетенций среднего медицинского персонала, в плане владения как техническими, так и нетехническими навыками.
Наибольшую эффективность для формирования профессиональных компетенций у учащегося показало участие не менее чем в 3 командных тренингах. При этом лидер команды (врач), клиническая ситуация, состав команды всегда менялся, что указывает на реальное формирование профессиональной компетентности.

Выводы

1. Отработки изолированных практических навыков учащимися колледжа недостаточна для выработки профессиональной компетентности высокого диапазона.
2. Командные тренинги с формированием команды из студентов медицинского университета и учащихся медицинского колледжа позволяют формировать реальные профессиональные компетенции, как врачебного, так и среднего медицинского персонала.
3. Командные тренинги в условиях временного стресса позволяют оценить реальное владение техническими навыками обучаемых, скорректировать и закрепить их.
4. Нетехнические практические навыки вырабатываются только при повторяющихся командных тренингах в различных условиях.
5. Выработка профессиональных компетенций среднего медицинского персонала у учащихся медицинских колледжей путем командных тренингов с распределением ролей совместно со студентами медицинского университета являются одним из эффективных способов подготовки кадров в современных условиях.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Редненко Виктор Валентинович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: