Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Гибридная симуляция терапевтического приема – новый шаг в создании эффективного обучения для практического здравоохранения.

Гибридная симуляция терапевтического приема – новый шаг в создании эффективного обучения для практического здравоохранения.

Автор(ы): Ким С.С., Кенчинбаев О.К., Кокошко А.И., Веревкин А.Е., Мусагазин А.М.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: ЧК Viamedis Academy Ltd.

Цель

Оценить эффективность гибридного симуляционного обучения в курсе для врачей-терапевтов.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Учебного центра ЧК «Viamedis Academy Ltd» в период с декабря 2023 по июнь 2024 гг. Объектом исследования явились 34 врача - терапевта, осуществляющих прием в филиалах сети клиник амбулаторно поликлинического звена ТОО «Viamedis» (г. Кокшетау, г. Павлодар, г. Степногорск, г. Караганда). Врачи были разделены на 2 группы. Контрольная группа (n=16) проходила стандартное обучение по курсу «Актуальные вопросы внутренних болезней на амбулаторном приеме» в структуру которого входило 5 дней обучения: 4 дня – теоретические лекции, 5-й день - проведение итогового контроля. Основная группа (n=18) проходила обучение на курсе "Терапевтический пациент на амбулаторном приеме".
Тематический план обоих учебных программ идентичный и включал в себя блоки – сердечно-сосудистые заболевания (АГ, ИБС, ХСН), заболевания органов дыхания (БА, ХОБЛ), эндокринные заболевания (СД), оценочный чек-лист также был идентичным на обоих курсах и включал в себя следующие блоки – сбор жалоб, анамнеза, навыки общего и объективного осмотра пациента, интерпретация объективного осмотра, верификация предварительного диагноза, определение плана исследования, интерпретация результатов лабораторно-инструментальных исследований, постановка клинического диагноза, тактика ведения пациента и назначение лечения с дальнейшими рекомендациями, оценка коммуникативных навыков.
Уникальность формата обучения заключалась в проведении клинического структурированного экзамена с использованием гибридной симуляции – стандартизированный пациент, роботы-симуляторы. Симуляция включает в себя реальную клиническую ситуацию – амбулаторный прием в условиях кабинета терапевта. Экзамен проводится в условиях максимальной реалистичности, без присутствия экзаменатора с помощью видеонаблюдения. По завершении симуляции приема проводится индивидуальный дебрифинг слушателей с подробным разбором проведения приема и обратной связью от слушателя.
Неотъемлемой частью обучающего курса является разработка алгоритмов ведения заболевания и практические руководства, которые обеспечивает компонент самостоятельного обучения слушателей и постоянным закреплением пройденного обучения на местах клинической практики.
На основании проведенного обучения в новом формате оценивались следующие показатели эффективности внедрения симуляционного обучения:
1. Сравнение результатов экзаменационного контроля (клинический структурированный экзамен) в обеих группах.
2. Показатели выездного мониторинга через 1, 3 и 6 месяцев после обучения – выживаемость знаний согласно оценочному чек-листу, заполняемому во время присутствия на приеме наблюдателя.
3. Обратная связь от слушателей – качественный показатель проведения обучения – результаты дебрифинга и анонимное анкетирование.

Результаты

На основании анализа результатов экзаменационного контроля основная группа продемонстрировала более высокие результаты согласно оценочному чек-листу – 87,4±1,1% в сравнении с контрольной группой – 71,2±1,0%, которая проходила стандартное обучение. Выездной мониторинг на клинические базы с непосредственной оценкой полученных знаний на рабочих местах позволили оценить выживаемость знаний через определенные сроки (1, 3 и 6 месяцев) и определить ряд проблем, возникающих при внедрении и применении знаний в работе с реальными пациентами. Согласно результатам мониторинга средний показатель оценочного-чек-листа в контрольной группе составил 68,2 ±1,0%, 71,3±1,1% и 70,1±1,2% соответственно срокам мониторинга (1,3 и 6 месяцев).В то время как в основной группе данный показатель выживаемости знаний был значительно выше - 81,2 ±1,0%, 84,3±1,1% и 80,1±1,2% соответственно срокам мониторинга (1, 3 и 6 месяцев).
Важным индикатором качества проведенного обучения является обратная связь от слушателей, которая оценивалась на основании проведенного индивидуального дебрифинга после клинического структурированного экзамена и анонимного онлайн-анкетирования. По данным анкетирования в контрольной группе удовлетворенность от процесса обучения составила 49,2±1,2% и расценивается как неудовлетворительная, в то время как в основной группе этот показатель составил 88,2±1,2%, что практически в 2 раза превышает показатель в контрольной группе и расценивается как удовлетворительный результат. На основании опроса 92% респондентов отметили высокую эффективность симуляционного обучения в улучшении восприятия и запоминания информации, репрезентации их во время непосредственного проведения приема пациента, формирования четкого алгоритма ведения приема. Также, благодаря неоднократному повторению и симуляции определенных практических навыков знания прочно закрепились и нашли применение в клинической практике.
Таким образом, на основании проведенного наблюдения, обучение с применением симуляционных технологий в сравнении со стандартным обучением позволяет обучающимся отрабатывать сложные и потенциально опасные процедуры без риска для пациентов. Это помогает избежать ошибок, которые могут возникнуть в реальных условиях, дают возможность практиковаться в выполнении медицинских процедур, от базовых до сложных, что способствует улучшению навыков и уверенности у специалистов. С помощью симуляций можно сразу получить обратную связь о выполненных действиях, что позволяет корректировать ошибки и улучшать навыки в реальном времени. Симуляционные сценарии помогают медицинским работникам подготовиться к стрессовым ситуациям и сложным эмоциональным нагрузкам, что способствует лучшему управлению стрессом и эмоциональной стабильности.

Выводы

Симуляционное обучение в медицине имеет ряд преимуществ, которые помогают улучшить качество медицинского образования и практик. А также позволяют положительно влиять в дальнейшем на важнейшие клинические и экономические индикаторы практического здравоохранения.

Тема: Терапия
Ким Салтанат Сулейменовна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: