Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Симуляционное обучение – эффективный инструмент для осуществления практики скрининговой медицинской сестры в клиниках Viamedis

Симуляционное обучение – эффективный инструмент для осуществления практики скрининговой медицинской сестры в клиниках Viamedis

Автор(ы): Кенчинбаев О.К., Ким С.С., Кокошко А.И., Веревкин А.Е., Мусагазин А.М.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: ЧК Viamedis Academy Ltd.

Цель

Оценить эффективность симуляционного обучения в оптимизации приема медицинской сестры скринингового кабинета.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Учебного центра ЧК «Viamedis Academy Ltd» в период с января 2023 по июнь 2024 гг. Объектом исследования явились 45 медицинских сестер кабинета скрининга филиалов сети клиник амбулаторно поликлинического звена ТОО «Viamedis» (г. Кокшетау, г. Павлодар, г. Степногорск, г. Караганда) дополнительное постдипломное обучение согласно тематическому плану авторской образовательной программы "Скрининг. Методика проведения и подготовка пациентов к исследованиям".
Разработанный авторами обучающий курс отличается внедрением в программу симуляционных технологий, что обеспечивает большую эффективность методологии обучения. В структуру курса входит 5 дней обучения в ходе которых применяется последовательное и совместное применение интерактивных лекций на основе международных рекомендаций и протоколов лечения Республики Казахстан и отработки практических навыков. Методика симуляционного обучения заключалась в сочетанном применении робота-симулятора для физикального обследования «Phithic», робота-симулятора «Apollo» VI уровня реалистичности и стандартизированного пациента (СП).
Уникальность формата обучения заключалась в проведении клинического структурированного экзамена с использованием гибридной симуляции – стандартизированный пациент, роботы-симуляторы. Симуляция включает в себя реальную клиническую ситуацию (прием пациента из целевой группы для скрининга) в условиях скринингового кабинета. Экзамен проводится в условиях максимальной реалистичности, без присутствия экзаменатора с помощью видеонаблюдения. По завершении симуляции приема проводится индивидуальный дебрифинг слушателей с подробным разбором проведения приема и обратной связью от слушателя.
Неотъемлемой частью обучающего курса является разработка методического пособия "Порядок проведения скрининговых исследований" в содержание которого вошли порядок определения целевых групп, периодичность проведения скрининга, алгоритмы проведения каждого исследования с правилами подготовки пациента. Данный буклет помог обеспечить компонент самостоятельного обучения слушателей и постоянным закреплением пройденного обучения на местах клинической практики.
На основании проведенного обучения в новом формате оценивались следующие показатели эффективности:
1. Показатели выездного мониторинга через 1, 3 и 6 месяцев после обучения – выживаемость знаний согласно оценочному чек-листу, заполняемому во время присутствия на приеме наблюдателя.
2. Средний срок закрытия скрининга.
3. Охват из списка лиц, подлежащих скринингу.
4. Качество выявляемости заболеваний - количество верифицированных диагнозов
5. Обратная связь от пациентов – качественный показатель проведения приема – анонимное анкетирование пациентов.

Результаты

В ходе исследования были получены следующие результаты: средний результат согласно оценочному листу во время проведения выездного мониторинга (постконтроль) через 1 месяц после обучения составил 87%, что практически соответствует среднему показателю результатов клинического структурированного экзамена –83,4 %. Через 3 и 6 месяцев этот показатель составил 84,3% и 81,6% соответственно, сохранение процента выживаемости знаний на основе чек-листа объясняется непосредственным применением полученных знаний во время обучения в клинической практике.
Средний срок закрытия скрининга по выявлению рака шейки матки до обучения составлял –48,5±0,5 дней, после проведенного обучения и оптимизации работы медицинской сестры кабинета скрининга удалось сократить средний срок закрытия скрининга до 31,5±0,5 дней, что непосредственно подтверждается улучшением качества приема и соблюдением четкого алгоритма проведения исследований.
Одной из важных проблем проведения скрининга был недостаточный охват целевых групп из планируемого списка, за время наблюдения эти показатели остались на прежнем уровне ( в 2023 году 12 142 пациентов, в 2024 году 12 450 пациентов), так как непосредственное информирование, приглашение и мотивирование населения выполняет участковая медицинская сестра, которая не проходила обучение по скрининговым исследованиям. Чтобы воздействовать на этот качественный показатель, возможно потребуется инструктаж или семинар для медицинского персонала по информированию населения о скрининговых исследованиях.
Важным качественным показателем скрининговых исследований является завершение скрининга с определением диагноза, взятием пациента на динамическое наблюдение. Данный показатель за 2023 год на примере выявления Рака молочной железы составил - 10 случаев, на период 2024 года, после проведенного обучения показатель выявляемости РМЖ вырос до 16 случаев за год.
Важно, что одним из основных показателей качества проведения приема скрининговой медицинской сестры является обратная связь от пациентов на основе анонимного анкетирования. По данным анализа анкет пациентов (n=68) после проведенного обучения в отмечается более структурированный прием с подробным информированием и подготовкой к исследованиям, подробный сбор анамнеза, осуществление исследований в кабинете скрининга с интерпретацией. Также пациентами отмечается удобство в коммуникации с медицинской сестрой кабинета скрининга от начала исследования до завершения за счет постоянного контроля и разьяснений каждого шага в алгоритме скрининга.

Выводы

Симуляционные технологии в обучении медицинских сестер является эффективным инструментом в оптимизации работы скринингового кабинета, результаты которого непосредственно влияют на важнейшие клинические и экономические индикаторы в практическом здравоохранении Республики Казахстан.

Тема: Сестринское дело, уход
Кенчинбаев Олжас Кайратович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: