Автор(ы): Останина С.С., Ким С.С., Мусагазин А.М., Веревкин А.Е.
Город: Астана, Казахстан
Учреждение: ТОО Viamedis
Цель
Оценить эффективность симуляционного обучения в реализации самостоятельного приема медицинской сестры на амбулаторном уровне.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе Учебного центра ЧК «Viamedis Academy Ltd» в период с декабря 2022 по июнь 2024 гг. Объектом исследования явились 67 медицинских сестер кабинета динамического наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями сети клиник амбулаторно поликлинического звена ТОО Viamedis (г. Кокшетау, г. Павлодар, г. Степногорск, г. Караганда), которые прошли дополнительное постдипломное обучение согласно тематическому плану авторской образовательной программы «Базовые принципы клинического обследования диспансерных пациентов с болезнями системы кровообращения на уровне амбулаторной медсестры».
Учитывая существующие теоретические и практические знания медицинских сестер основной проблемой перед реализацией реформы стал недостаточный уровень знаний и навыков для реализации клинической практики в рамках диспансерного кабинета. Возникла необходимость разработки и проведения обучающего курса для диспансерных медицинских сестер.
Обучающий курс отличается внедрением в структуру симуляционных технологий, что обеспечивает высокую эффективность обучения. В структуру курса входит 5 дней обучения базовым принципам клинического обследования диспансерных пациентов с болезнями системы кровообращения, в ходе которых применяется последовательное и совместное применение интерактивных лекций и отработки практических навыков. Методика симуляционного обучения заключалась в сочетанном применении робота-симулятора для физикального обследования «Физико» («Phithic»), робота-симулятора «Аполлон» («Apollo») VI уровня реалистичности и стандартизированного пациента (СП).
Уникальность формата обучения заключалась в проведении клинического структурированного экзамена с использованием гибридной симуляции – СП и роботы-симуляторы. Симуляция включает в себя реальную клиническую ситуацию (прием пациента с хроническим заболеванием сердечно-сосудистой системы) в условиях диспансерного кабинета. Экзамен проводится в условиях максимальной реалистичности, без присутствия экзаменатора с помощью видеонаблюдения. По завершении симуляции приема проводится индивидуальный дебрифинг слушателей с подробным разбором проведения приема и обратной связью от слушателя.
На основании проведенного обучения в новом формате оценивались также следующие показатели эффективности:
1. Показатели выездного мониторинга через 1, 3 и 6 месяцев после обучения – выживаемость знаний согласно оценочному чек-листу, заполняемому во время присутствия на приеме наблюдателя.
2. Охват диспансерной группы с болезнями системы кровообращения (БСК) до обучения и после, загруженность диспансерными приемами врачебного персонала– статистические данные из медицинской информационной системы.
3. Кратность и количество проведения лабораторных и инструментальных исследований пациентам с БСК (ЭКГ, ЭХОКГ, ЛПНП и тд) до обучения и после - статистические данные из медицинской информационной системы.
4. Обратная связь от пациентов – качественный показатель проведения приема – анонимное анкетирование пациентов.
Результаты
В ходе исследования были получены следующие результаты: средний балл согласно оценочному листу во время проведения выездного мониторинга (постконтроль) составил 82,2%, что практически соответствует среднему показателю результатов клинического структурированного экзамена (84,3%). Через 3 и 6 месяцев этот показатель составил 80,1 % и 82,8 % соответственно, сохранение процента выживаемости знаний на основе чек-листа объясняется непосредственным применением полученных знаний во время обучения в клинической практике.
Увеличился охват диспансерной группы с БСК с 10 842 пациентов (период 2022-2023 гг) до 11 792 пациента (период 2023-2024 гг) за счет расширения практики диспансерной медицинской сестры, что непосредственно повлияло на снижение нагрузки на диспансерных терапевтов. Количество повторных приемов терапевта диспансерных пациентов с БСК терапевтами значительно снизилось с 9452 пациентов до 8123 пациентов. Особое внимание следует уделить увеличению количественных показателей и регулярности проведения лабораторных и инструментальных исследований пациентам с БСК, в частности количество проведенных ЭКГ увеличилось с 6124 до 7826 исследований, отмечается разница в количестве определения ЛПНП у пациентов с БСК в виде увеличения количества с 7523 до 8672 исследований, что непосредственно влияет на оценку тяжести заболевания, выявление и профилактику обострений и осложнений ССЗ. В результате наблюдения было выявлено уменьшение количества проведенных ЭХОКГ пациентам с БСК, с 5632 до 5124 исследований за периоды 2022-2023гг т 2023-2024 гг соответственно, данное изменение может быть обосновано улучшением подхода к определению показаний к проведению ЭХОКГ пациентам с БСК.
Важно, что одним из основных показателей качества проведения приема диспансерной медицинской сестры является обратная связь от пациентов на основе анонимного анкетирования. По данным анализа анкет пациентов (n=34) после проведенного обучения в связи с внедрением расширенной практики диспансерной медицинской сестры, отмечается более структурированный прием, подробный сбор анамнеза, применение физикальных методов исследования – аускультация сердца, легких с интерпретацией результатов. Также отмечается отсутствие необходимости обращения к диспансерному терапевту в связи с закрытием основного запроса в рамках сестринского приема (получение рецептов на препараты, консультирование по профилактике обострений, разъяснения плана диспансеризации). В связи с расширением функционала медицинской сестры, возникла необходимость увеличения продолжительности приема с 15 минут до 30 минут, что положительно влияет не только на качество проведения приема, но и на психологическое состояние медицинской сестры.
Останина Светлана Сергеевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.