Симуляционные технологии в акушерстве – учим по-новому или оставляем Status Quo?

Автор(ы): Каушанская Л.В., Ширинг А.В., Фролов А.А.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

Актуальность

Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национальных проектов «Здравоохранение», «Демография» и «Семья».
Концепция демографической политики, которую утвердил президент Российской Федерации в майском указе 2024 года, является перспективным планом решения демографических проблем. Определена одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году.
Одной из основных целей национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в нашей стране с 2019 по 2024 год, является обеспечение медицинских учреждений высококвалифицированными кадрами.
Разработка новейших технологий в медицине определяет потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной подготовке врачей.
Изменение качества образования требует создания системы мотивации к качественному обучению среди слушателей и среди преподавателей, а также объективных форм педагогического контроля. Каждый из этих трех компонентов является системообразующим и взаимодополняющим.

Цель

Повысить качество подготовки медицинских специалистов можно с правильно организованным имитационным обучением.
В сфере акушерско-гинекологической практики первостепенную значимость приобретают вопросы практической диагностики, интерпретации результатов обследования, назначения адекватного лечения пациенток. К тому же современные технологии родовспоможения требуют овладения на практике навыками осуществления акушерско-гинекологических манипуляций. В связи с этим возникает необходимость изменения методологии подготовки врачей в данной сфере.

Материалы и методы

В симуляционно-аттестационном центре (ННИАП) департамента симуляционного обучения ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России проводится первичная специализированная аккредитация для выпускников по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации (программ ординатуры) по специальности акушерство и гинекология. Перед прохождением аккредитации, со всеми ординаторами проводят неоднократные тренировки на станциях для подготовки к объективному структурированному клиническому экзамену.
В центре проводятся циклы повышения квалификации по специальности акушерство и гинекология, по следующим тематикам:
• «Лапароскопия и гистероскопия в гинекологии» (144 часа);
• «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» (72 часа);
• «Клиническое акушерство» (72 часа);
• «Кесарево сечение» (36 часов);
• «Невынашивание беременности» (36 часов).
Занятия проходят в профильных учебных зонах, которые состоят из классов, имитирующих родильный зал, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения анестезиологии и реаниматологии с использованием высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажеров: компьютерной беспроводной системы симуляции родов Noelle, имитатора рождения ребенка SimOne, манекена новорожденного NewBorn, компьютеризированного манекена недоношенного ребенка PremiHal, робота-симулятора недоношенного новорожденного PAUL, беспроводного манекена новорожденного ребенка для отработки оказания помощи в неонатологии Luna, манекена младенца для обучения СЛР Брайден Бэби, мобильного дистанционного манекена женщины Susie.
Курсанты, обучающиеся в центре, в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационных задач.
Перед проведением занятия формируются команды, и предоставляется клиническая ситуация. Слушатели находятся в симуляционном классе, оснащенном роботом-манекеном, медицинским оборудованием, инструментами, медикаментами. Обстановка занятия максимально приближена к реальной клинической ситуации. После обучения на циклах проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний. Одновременно курсанты оценивают собственные знания до и после проведения курса обучения (по 10-ти бальной системе).

Результаты

Проведённая аналитическая оценка демонстрирует, что 100% выпускников по программе ординатуры выполнили необходимые действия в рамках установленного временного регламента. Также все обучающиеся совершенно верно продемонстрировали практические навыки по оказанию неотложной медицинской помощи пациенткам.
В центре проходят обучение врачи из СКФО, ЮФО, Крымского ФО, г. Севастополь, а также Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.
За пять лет (с 2019 – 2023 гг.), в нашем центре прошли обучение по специальности акушерство и гинекология 998 человек.
Средний возраст врачей составил 42 года. Стаж работы в акушерстве разнообразен, больше всего на цикл обучения приезжают врачи со стажем работы от 5 до 10 лет (38,4%) и свыше 20 лет (36,8%).
Распределение врачей по уровню акушерского стационара представлено следующим образом: 15,9% работают в стационарах первого уровня; 45,3% работают в стационарах второго уровня; 38,8% работают в стационарах третьего уровня.

Обсуждение

Клиническое мышление - ключевая компетенция врача, которая нарабатывается годами у постели больного.
Сложность практической подготовки молодых врачей заключается в том, что права пациента защищены законом (п.9 ст.21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ), согласно которому «пациенты вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи».
У симуляционных центров есть принципиальные отличия от обычных способов обучения. На их базе врачи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки при возникновении критических ситуаций в акушерской практике.

Выводы

Симуляционное обучение является необходимым этапом в совершенствовании мануальных навыков врачей. Постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволит сформировать высококвалифицированных специалистов готовых решать любые, в том числе и нестандартные, клинические задачи.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Каушанская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: