Автор(ы): Крутий И.А.
Город: Москва
Учреждение: Российская академия непрерывного профессионального образования
Актуальность
В современной медицинской практике клинические и коммуникативные навыки взаимодополняют друг друга. Успешная врачебная деятельность не сводится только к умению работать руками, владению навыками интерпретации инструментальных методов обследования пациентов и сбора диагностически значимой информации для назначения лечения. Ведущими навыками современного практикующего врача являются навык лечебно-диагностической работы, умение интерпретировать, анализировать, обосновывать предлагаемые подходы к лечению, оценивать его эффективность, корректировать его при необходимости, системно и критически осмысливать ситуацию, принимать решения.
Социально-когнитивные навыки, такие как способность организовывать и руководить работой команды, применять современные коммуникативные технологии, вырабатывать единую стратегию, взаимодействовать в условиях неопределенности также относятся к главным навыкам.
Недостаточное владение социально-когнитивными навыками затрудняет установление доверительных отношений с пациентами, что может привести к ошибкам и снижению качества медицинской помощи.Сочетание навыков лечебно-диагностической работы, социально-когнитивных навыков и эффективного командного взаимодействия позволяет оптимизировать процесс диагностики и лечения, минимизировать ошибки, а также обеспечивает непрерывность и последовательность ухода за пациентом.
Цель
Разработка имитационной среды обучения, основанной на модели ситуативного обучения и комплексном использовании активных методов и социально-психологических подходов.
Задачи:
1. Изучить особенности применения различных имитационных ситуационно-ролевых методов в условиях возрастающей сложности (ситуационные задачи, дискуссии, социально-психологическое тестирование, деловые игры и тренинги).
2. Разработать сценарии для организации игровых и неигровых методов обучения, направленных на обучение аспирантов-медиков.
3. Провести активные занятия (семинары, вебинары, симуляционные тренинги) для освоения и закрепления профессиональных навыков.
4. Собрать и проанализировать обратную связь для оценки эффективности разработанной программы обучения.
Материалы и методы
Спроектированная модель практико-ориентированной среды обучения рассматривалась как целостная система структурированных и взаимосвязанных элементов. Обучение включало решение ситуационных задач, проведение интерактивных вебинаров и командных тренингов. Обязательным условием для проведения занятий по разработанной программе было обучение по нарастающей сложности, использование нескольких вариантов имитационного обучения.
Было организовано два вебинара: «Мультидисциплинарный консилиум. Работа экспертов» и «CRM. Действие в стрессовой ситуации». Проведен симуляционный тренинг «Мультидисциплинарная команда. Взаимодействие в условиях неопределенности» на базе аккредитационно-симуляционного центра РМАНПО, проведен онлайн опрос аспирантов и проанализирована эффективность разработанной программы обучения на основе онлайн опроса.
Результаты
Ориентация на оптимальный выбор методов и средств обучения позволяет аспирантам не только овладеть практическими навыками, но и научиться применять их в профессиональной деятельности и при обучении среднего медицинского персонала. Симуляционные тренинги, проводимые без жесткого сценария, способствуют развитию коммуникативных и командных навыков, совершенствованию системного и критического мышления, а также приобретению эмоционального опыта, навыков системного и критического мышления.
Выводы
Перспективным направлением разработки имитационной среды обучения является использование ситуационно-ролевых игр для отработки взаимодействия в сложных ситуациях, решения командных и интеллектуальных задач, действий в условиях неопределенности.
Крутий Ирина Андреевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.