Особенности обучения навыкам оказания первой помощи лиц без медицинского образования.

Автор(ы): Ушмаров Д.И., Сериков С.В.

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Актуальность

Методика обучения людей, не имеющих базового медицинского образования навыкам оказания первой помощи, должна учитывать и базовую профессиональную деятельность обучаемых. В частности, при проведении занятий по медицинской подготовке с сотрудниками правоохранительных органов, зачастую не учитываются такие аспекты как: стрессоустойчивость, специфичность выполняемых функций (характеристики особенностей службы в соответствии с должностью), а также особенности обмундирования и экипировки сотрудников.
Эти, и многие другие, специфические вопросы могут сыграть ключевую роль при возникновении ситуаций, требующих от сотрудников правоохранительных органов применения навыков оказания первой помощи в одиночном или массовом порядке [1, 2]. Актуальность данной проблемы возрастает при выполнении сотрудниками задач в особых условиях.
С учетом этого, необходимо адаптировать существующие методики симуляционного обучения, для данной категории лиц.

Цель

Провести сравнительный анализ эффективности обучения сотрудников правоохранительных органов выполнению ряда манипуляций в объеме первой помощи при использовании стандартных и адаптированных методик, с учетом специфики служебной деятельности.

Материалы и методы

Для сравнения были выбраны следующие алгоритмы обучения: стандартный – предполагающий освоение рекомендуемого объема навыков в объеме 6 часов в год, на аудиторных занятиях и адаптированный – включающий дополнительные блоки занятий в ходе ежеквартальных комплексных практических занятий по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных задач в особых условиях. Данные занятия проводились в условиях полигона, с обеспечением основными штатными средствами для оказания первой помощи и состояли из краткого теоретического блока и практической отработки действий. В качестве «пострадавших» привлекались студенты Кубанского государственного медицинского университета, у которых имитировали высоко реалистичные модели различных травм и ранений, а также ими воспроизводились ситуационные поведенческие реакции.
Для оценки были выбраны элементы основных этапов универсального алгоритма оказания первой помощи по параметрам эффективности и скорости выполнения. Исследование проводили в период с октября 2023 по август 2024 года, ежеквартально, с привлечением сотрудников центрального аппарата ГУ МВД России по Краснодарскому краю в количестве 1200 человек.
Для оценки эффективности стандартной методики обучения проводился входной контроль базовых знаний, а эффективность адаптированной методики – на каждом последующем занятии. Результаты контроля вносились в индивидуальную анкету сотрудника на каждом занятии.
Ситуационные задачи формировались исходя из статистических данных о заболеваемости населения, взятых из открытых источников. Стандартом их выполнения считался алгоритм оказания первой помощи в соответствии с Федеральными и ведомственными нормативными документами [3, 4].
Группы сотрудников были сформированы с учетом утвержденного плана занятий.
Существенной деталью при проведении занятий являлось обмундирование сотрудников. Для сотрудников оперативных подразделений допускалось ношение гражданской одежды, а для остальных – только форменной, согласно нормам положенности с учетом сезонности.

Результаты

Оценка результатов проведенных занятий осуществлялась путем сравнения зафиксированных в личных анкетах сотрудников показателей. Первый результат предполагал наличие подготовки по стандартной методике, предусмотренной ведомственными нормативными документами [5]. За окончательный результат показателей по адаптированной методике обучения были взяты показатели 4-го (ежеквартального) курса занятий.
После обработки полученных данных были отобраны 1078 анкет (122 анкеты исключены из обработки, ввиду отсутствия сотрудника на одном и более ежеквартальном занятии). При анализе показателей установлено, что действия сотрудников, прошедших подготовку по стандартной методике, могли быть признаны эффективными лишь у 17,2% (185 человек).
Анализ данных, полученных после каждого из 4-х ежеквартальных занятий по адаптированной методике, показал следующее:
– уровень подготовки сотрудников повышался на каждом последующем курсе занятий до 20,5%; 21,0%; 35,1% и 53,2%, соответственно;
– на 1-3 занятиях наблюдалось снижение качества части выполняемых мануальных навыков, в виду адаптации сотрудников к особенностям действий в форменной одежде (увеличение времени выполнения и количества ошибок при выполнении манипуляций в осенне-зимний период) и требованиям использования СИЗ (перчатки, маски);
– Также, на снижение качества оказания первой помощи на начальном этапе обучения повлияло применение высокой степени реалистичности симуляционной методики (наличие муляжей ран с искусственной кровью, ситуационные психоэмоциональные реакции «пострадавших» и др.

Выводы

1. Основной причиной низкого качества обучения навыкам оказания первой помощи сотрудников правоохранительных органов по стандартной методике является недостаток отводимого времени для отработки практической составляющей.
2. Отработка алгоритмов оказания первой помощи с использованием адаптированной методики обучения имеет выраженный положительный результат.
3. Использование методов высоко реалистичной симуляции позволяет получить более стойкий результат обучения и повысить морально-психологическую устойчивость сотрудников в критических ситуациях.
4. Введение контрольных показателей по медицинской подготовке в общую аттестацию сотрудников правоохранительных органов позволит дополнительно усилить мотивацию к изучению данного раздела специальной подготовки сотрудников.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ушмаров Денис Игоревич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: