Симуляционное обучение оказанию первой помощи при острых реакциях на стресс

Автор(ы): М.Б. Казакова, И.А. Ловчикова, Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, А.А. Журомская, О.С. Сергеева

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Принятием нового Приказа МЗ РФ от 3 мая 2024 г. N 220н «Об утверждении порядка оказания первой помощи», вступающим в силу с 01.09.2024 года, острые психологические реакции на стресс (ОРС) включены в перечень состояний и заболеваний, угрожающих жизни и здоровью.
Под ОРС (шифр F 43.0 в МКБ-10) понимается транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс, проходящее в течение часов или дней от момента возникновения.
Во время любой чрезвычайной ситуации (ЧС) часть пострадавших обнаруживает признаки ОРС и нуждается в оказании психологической помощи.
Усилия спасателей в данных случаях должны быть направлены на нормализацию текущего психического состояния пострадавших (краткосрочная адаптация, повышение выживаемости, нивелирование риска для себя и окружающих), на снижение риска возникновения массовых негативных реакций и, в идеале, на профилактику перехода в посттравматическое стрессовое расстройство (долгосрочная адаптация, качество дальнейшей жизни).
В целом, при оказании первой помощи (ПП) как в гражданских, так и в боевых ситуациях зачастую приходится коммуницировать со значительно эмоционально дисрегулированными пострадавшими, следовательно, навыки распознавания и оказания помощи при ОРС необходимы всем категориям спасателей.
В настоящее время отсутствует единая классификация вариантов ОРС и нет общего межведомственного алгоритма оказания первой психологической помощи (ППП). Рекомендации Всемирной организации здравоохранения, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, служб спасения других стран не противоречат друг другу, но ориентированы, в основном, на профессиональных спасателей.
В связи с этим, необходимо информировать обучающихся на циклах ПП об ОРС, повысить осведомленность о способах распознавания их вариантов и выработать навыки ПП по стабилизации эмоционального состояния пострадавших при чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Цель

Понять объем и порядок ППП: создать сценарии адаптационных игр по ПП при ЧС с интеллектуальной моделью в роли пострадавшего с ОРС. Разработать унифицированные чек-листы для оценки действий обучающихся, соответствующие порядку ПП при двух основных вариантах протекания ОРС (вариант с избыточным возбуждением и вариант со ступором, то есть, торможением), в том числе чек-лист самопомощи.

Материалы и методы

Для реализации цели исследования тема ПП при ОРС была включена в предмет «Симуляционный курс» в рамках занятий по ПП для ординаторов различных специальностей в виде следующих последовательных шагов.
Проводилось информирование обучающихся с помощью архивных видео и фотоматериалов ЧС об этиологии, частоте встречаемости, закономерностях протекания ОРС, их возможных последствиях.
Теоретическая часть включала в себя следующие этапы: лекция с презентацией о применимости общих принципов оказания ПП при ОРС (безопасность, скорость, непрерывность), интеграция психологической поддержки в алгоритмы ПП на всех этапах эвакуации. Так, опыт показал, что теоретический материал является новым для слушателей и должен быть изложен максимально кратко и легко для запоминания.
Проводилась актуализация в ходе обсуждения имеющихся у обучающихся опыта и житейских знаний об оказании психологической поддержки в их сообществе, культурной традиции.
Проводились адаптационные игры с отработкой особенностей установления контакта с пострадавшим при его возбужденном состоянии и в случае ступора. В рамках обучения проводилось освоение базовых алгоритмов действий непрофессиональных спасателей по стабилизации эмоционального состояния у себя, у окружающих, в том числе с использованием инструкций от диспетчера по приему вызовов скорой медицинской помощи.
Итогом стала оценка эффективности действий обучающихся по разработанным сотрудниками кафедры симуляционного обучения чек-листам и отзывам симулированных пострадавших, а также совместное обсуждение и контроль качества знаний (дебрифинг).

Результаты

Обучающимися усвоена последовательность действий ПП при ОРС: ситуативная защита, необходимая поддержка (физическая, социальная и эмоциональная) и восстановление контакта, возвращение возможного контроля и вовлечение в деятельность.
Разработан вариант возможного примерного алгоритма:
1.Оценка безопасности
2. Оценка собственного эмоционального состояния и степени готовности помогать
3. Установление контакта с пострадавшим в зависимости от варианта ОРС
4. Дать время на эмоции, проявить понимание
5. Информационная поддержка, формирующая ощущение безопасности, связи с другими людьми, спокойствия и надежды. Восстановление последовательности: что произошло, что уже делается для спасения, что ещё нужно и можно сделать.
6. Ситуативная защита и доступ к помощи (медицинской и социальной) и эмоциональной поддержке.
7. Укрепление веры в возможность помочь себе и окружающим. Сделать что-то эффективное для помощи себе и другим прямо сейчас.
8. Не оставлять одного (реакция может возобновиться!).
Данную последовательность действий можно рекомендовать использовать до появления официальных разъяснений и четких общих алгоритмов ПП при ОРС, она является минимально достаточной и простой.
По результатам работы будут подготовлены методические рекомендации по ПП (включая вариант самопомощи) при ОРС.

Выводы

В связи с социальной значимостью и изменениями на законодательном уровне, необходимо продолжать практические разработки алгоритмов симуляционного обучения оказанию первой помощи при острых реакциях на стресс.
Данная тема должна быть включена не только в циклы обучения по первой помощи, но и в программы подготовки врачей всех специальностей.

Тема: Организационные вопросы НПР
Ирина Ловчикова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: