Автор(ы): Шикунова Я.В., Буханченко А.Н., Тонкошкурова А.В., Егунова М.А., Старовойтов Д.В., Линок Е.А., Фомин В.С., Пучко А.О., Бадьина О.С., Тропин С.В., Зимина Н.Д., Шиловская К.Ю.
Город: Томск
Учреждение: Сибирский государственный медицинский университет
Актуальность
Детская урология-андрология является относительно молодой, но крайне востребованной специальностью, требующей от специалиста не только глубоких теоретических знаний в области этиологии, патогенеза, диагностики и лечения заболеваний, но и отработанных до автоматизма мануальных навыков проведения лечебно-диагностических процедур. В связи с этим ранняя профориентация в эту специальность и широкое использование симуляционного оборудования во время обучения повысит эффективность медицинской деятельности.
Цель
Оценить роль олимпиадного движения в формировании практических навыков студентов на примере первой в России «Всероссийской олимпиады по детской урологии – андрологии с использованием симуляционного оборудования с международным участием».
Материалы и методы
В рамках олимпиады были проведены конкурсы семи типов: визитка, сбор жалоб и анамнеза, ультразвуковое исследование, виртуальный пациент (виртуальная клиника «Димедус»), мануальный навык, цистоскопия, базовая сердечно-лёгочная реанимация, описание экскреторной урографии. В большинстве конкурсов использовалось симуляционное оборудование, симулированные и стандартизированные пациенты. Проведён анонимный онлайн опрос о влиянии профильных олимпиад на решение о выборе узкой специальности.
Результаты
В первой «Всероссийской олимпиаде по детской урологии – андрологии с использованием симуляционного оборудования с международным участием» приняли очное участие 105 студентов из медицинских вузов городов: Барнаул, Омск, Москва, Астана, Бухара, Кемерово и Томск. В состав жюри вошли заведующие и профессорско-преподавательский состав всех ведущих кафедр детской хирургии и урологии сибирского федерального округа, и сотрудники кафедры клинического моделирования и мануальных навыков МГУ им. М.В. Ломоносова. Были использованы авторские симуляционные тренажёры, муляжи и виртуальные сценарии. Особый акцент был сделан на отработку коммуникативных навыков в медицине. Анализ данных опроса показал, что самой запоминающейся станцией оказался «Мануальный навык при парафимозе», при этом 52 (50%) студента не знают точного определения парафимоза и алгоритма его вправления. Большая часть анкетируемых (100 человек или 96%) отметили, что после олимпиады задумались об усовершенствовании своих знаний и навыков в области детской урологии-андрологии. Порядка 80% (84 студента) участников олимпиады высказали пожелание, чтобы в рамках профильных олимпиад проводились обучающие школы с учетом обратной связи, полученной от членов жюри. На вопрос об основной причине участия в профильных олимпиадах для студентов медицинских учреждений 93 респондента (89%) ответили, что самой мотивационной причиной является желание продемонстрировать свои знания и навыки. Также многие студенты смогли критически оценить свои знания, умения и возможности и проявили готовность работать над своими ошибками. Из опроса было выявлено, что одним из самых эффективных методов обучения для студентов стало участие в олимпиаде, это они связывают с тем, что есть возможность попробовать и научиться практическим навыкам, которые студенты не могут осуществить в практике на клинических базах во время обучения в университете. Ещё одним важным мотивационным компонентом олимпиады для 56 участников (54%) были дополнительные баллы в ординатуру. Для 70 олимпийцев (67%) сам соревновательный момент. А для 75 (72%) студентов олимпиада – это шанс выбрать будущую специальность.
Выводы
Олимпиадное движение является эффективным способом профессиональной ориентации и важной площадкой для усовершенствования знаний и навыков студентов, что особенно важно для узких медицинских специальностей с социальной значимостью и востребованностью и с ограниченным количеством часов, выделенных на их освоения в общих образовательных программах. Вместе с тем имеющийся традиционный соревновательный формат уже не удовлетворяет все потребности участников, которым необходимы дополнительные образовательные компоненты олимпиады в виде обучающих модулей, мастер-классов, тренингов с возможностью поделиться опытом и получить обратную связь
Яна Шикунова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.