Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Опыт применения биомоделирования в обучении врачей акушеров-гинекологов методике проведения офисной гистероскопии.

Опыт применения биомоделирования в обучении врачей акушеров-гинекологов методике проведения офисной гистероскопии.

Автор(ы): Луценко О.А., Лопанчук П.А., Гущин А.В., Луценко Н.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова МЗ РФ

Актуальность

Традиционно гистероскопия выполнялась в условиях стационара с проведением общей анестезии, однако поистине инновационным стало осуществление гистероскопии без анестезиологического пособия и расширения цервикального канала, выполненной впервые в 2000 году гинекологом итальянского происхождения Стефано Бетокки и получившей название «Офисная гистероскопия». Гистероскопия, выполняемая в амбулаторных условиях, позволяет снизить риски осложнений, связанных с проведением анестезии и расширением цервикального канала, обеспечивает укорочение времени восстановления, тем самым вызывает большую приверженность пациентки к проводимой манипуляции и снижает экономическую нагрузку на сектор здравоохранения. При сравнительной оценке офисной гистероскопии и гистероскопии, выполненной в условиях стационара, не выявлено существенной разницы в отношении успеха в рамках диагностики и лечения, а также удовлетворенности пациенток.
Основной тенденцией развития современных медицинских технологий является миниинвазивность и разработка новых стационарзамещающих методик, имеющих важные технические особенности, подлежащие не только теоретическому изучению, но и многократной практической отработке для последующего внедрения в повседневную хирургическую деятельность.
Современная модель симулятора офисной гистероскопии с использованием компьютерных технологий не отвечает основным параметрам качественного обучения, так как не обеспечивает получение эффекта обратной связи, не позволяет генерировать сочетание нескольких гинекологических нозологий, а также не предоставляет возможность работы на реальном эндоскопическом оборудовании. В свою очередь симуляционное обучение на биологических моделях лишено данных недостатков, позволяя максимально приблизиться к условиям фактической операционной.

Цель

Оценка эффективности обучения врачей акушеров-гинекологов методике проведения офисной гистероскопии с использованием биологических моделей наружных и внутренних половых органов.

Материалы и методы

В интервале с 2022 по 2024 год на базе Учебного центра инновационных медицинских технологий РНИМУ им.Н.И.Пирогова проводилось обучение по программе повышения квалификации «Офисная гистероскопия в практике акушера-гинеколога» в объеме 18 академических часов, представленной заочной частью в виде лекционного материала и очным практическим занятием с отработкой навыков на биологическом материале.
За двухлетний период существования образовательной программы было обучено 63 врача акушера-гинеколога. Оценка эффективности приобретения навыков осуществлялась посредством тестирования, получения обратной связи от обучившихся, включающей анализ реализации офисной гистероскопии в практической медицинской деятельности.

Результаты

При оценке полученных результатов выявлено, что 68,25 % (43 курсанта) обучившихся приступили к проведению офисной гистероскопии на практике в течение 2 месяцев после окончания курса. 26,98% (17 курсантов) не имели возможности к внедрению методики офисной гистероскопии по причине отсутствия гистероскопического оборудования, однако, 5 курсантов приступили к работе с офисным гистероскопом в период по истечении 6 месяцев, но 1 обучающийся был вынужден пройти программу повышения квалификации повторно, в виду наличия тревоги о потери хирургического навыка. Также можно выделить группу из 3 обучившихся, не приступивших к внедрению данной методики при наличии оборудования вследствие невозможности преодоления психологического барьера в работе с пациентками, находящимися без анестезиологического пособия.
Результативность обучения также оценивалась по качеству проведенных оперативных вмешательств, предоставленных в виде обратной связи в формате видеозаписей.

Обсуждение

Использование биологических моделей в обучающем цикле по офисной гистероскопии позволяет максимально погрузиться в условия реального гинекологического кабинета и тактильно ощутить этапы проводимой операции. Высокая результативность данного обучения обусловлена максимальной анатомической и сенсорной достоверностью биомоделей, возможностью к имитации наиболее часто встречающихся патологических внутриматочных образований, в том числе и их сочетанию.
Индивидуальный подход учебной программы подразумевает имитацию различных уровней сложности оперативной гистероскопии в зависимости от исходного уровня подготовки обучающегося.
Основным видом энергии, используемой при внутриматочных вмешательствах, помимо механической деструкции, является электрохирургическое воздействие, обработка которого возможна на биологическом материале, учитывая присутствие свойства электропроводимости.
Кроме того, биологический материал полностью отвечает профилю безопасности, что делает данный вид обучения комфортным для докторов, приобретающих новый навык.

Выводы

1. Использование биологических моделей, имитирующих наружные и внутренние половые органы, в рамках обучающей программы «Офисная гистероскопия в практике акушера-гинеколога» позволяет эффективно формировать навыки проведения офисной гистероскопии и осуществлять совершенствование хирургических техник.
2. Умения, полученные на практическом тренинге, успешно внедряются в практической деятельности, не требуя дополнительного обучения.
3. Наличие необходимого оборудования в лечебно-профилактическом учреждении является важнейшим условием реализации новой методики без потери полученной после обучения компетентности.
4. Оптимальным временным промежутком для начального этапа использования мануальных навыков, полученных на обучении, является интервал не более 2 месяцев.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Луценко Ольга Александровна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: