Автор(ы): Шикунова Я.В., Желев В.А., Якимович И.Ю., Егунова М.А., Смышляева Л.Г., Старовойтова Е.А., Барановская С.В., , Воронина Т.Д.
Город: Томск
Учреждение: Сибирский государственный медицинский университет
Актуальность
Одним из наиболее актуальных принципов в развитии современного здравоохранения является пациент-ориентированность. С точки зрения пациент-ориентированности оказание медицинской помощи следует осуществлять с учетом ожиданий граждан и обеспечения индивидуального подхода при решении их персональных проблем.
Способность врачей к изменению парадигмы взаимоотношения врача и пациента в сторону пациент-ориентированности должна формироваться на этапе обучения на специалитете с ранних курсов. Одним из основных инструментов партисипативного подхода к ведению консультации являются навыки профессионального медицинского общения.
Цель
Выявить уровень и потребность в освоении навыков профессионального медицинского общения, а также приверженности к партисипативному подходу взаимоотношений между врачом и пациентом среди студентов, преподавателей и врачей в Сибирском государственном медицинском университете.
Материалы и методы
Авторами был составлен онлайн опросник для сплошного прохождения различными группами респондентов: студентов СибГМУ, ППС клинических дисциплин СибГМУ, врачей города Томска и пациентов города Томска. Опросник включал три блока. В первый блок входили анкетные данные, включающие пол (для всех респондентов), стаж работы (для ППС и врачей), возраст (для пациентов), факультет и курс обучения (для студентов), кафедра (для ППС), информация о работе в практическом здравоохранении (для ППС). Содержательная часть находилась во втором блоке опросника и включала 5 закрытых вопросов с тремя дистракторами и одним правильным ответом на выявление уровня знаний в области профессиональных коммуникативных навыков в медицине (для всех респондентов кроме пациентов), 3 задания по типу ситуационного кейса с тремя дистракторами и одним правильным ответом на выявление уровня умений в области профессиональных коммуникативных навыков в медицине (для всех респондентов кроме пациентов) и 3 закрытых вопроса с тремя дистракторами и одним правильным ответом на общее представление о партисипативности. Личностную (субъективную) компоненту оценивал третий блок анкеты и включал два закрытых вопроса на персональное отношение к партисипативности и коммуникативным навыкам в медицине с ответами по шкале Лайкерта. Анкетирование было анонимным, на добровольной и безвозмездной основе.
Статистическая обработка и анализ полученных результатов исследования проводился в пакете программ STATISTICA 8.0 с использованием критерия Стьюдента и хи-квадрат, статистически достоверным считалcя уровень значимости p<0,05.
Результаты
В анкетировании приняло участие 605 респондентов, из них 316 студентов всех курсов лечебного и педиатрического факультетов, 141 преподавателей клинических дисциплин, 35 практикующих врачей и 113 пациентов. Уровень умений и знаний в области коммуникативных навыков (КН) в группах исследования статистически не отличался между собой за исключением студентов 1 и 2 курса, где уровень знаний значимо ниже, притом показатели во всех группах были статистически значимо меньше, чем максимум. Уровень сформированности КН у студентов, ППС и врачей составил 51,8%, 54,7% и 56,8% соответственно, а общее представление о партисипативности сформировано в объёме 55,7%, 73,5% и 64,3% соответственно, что является дефицитным. Положительное отношение к обучению врачей навыкам общения выразили 97,1% врачей, 92,2% преподавателей клинических дисциплин, 88,3% студентов и 95,7% пациентов. Имели опыт обучения навыкам профессионального общения 8,2% опрошенных студентов, 25,5% ППС клинических дисциплин и 14,3% врачей. Вместе с тем, статистически значимого влияния на уровень знаний и умений указанное обучение не повлияло, что указывает на сомнительность и несистематичность последнего. Кроме того, обучение не повлияло на приверженность к партнёрскому взаимоотношению между врачом и пациентом (группы врачей, прошедших обучения и не прошедших обучения, статистически не различались по этому показателю). Считают максимально эффективным видом взаимодействия врач-пациент партнёрство 88,7% респондентов из группы ППС, 81,2% - студентов, 88,6% - врачей, вместе с тем допускают, что пациент имеет право принимать равное с врачом участие в лечении лишь 60,5%, 46,3%, и 48,4% соответственно, а также 43,4% опрошенных пациентов. Статистически значимые различия в ответе на обозначенный вопрос были получены в группе пациентов по сравнению со всеми другими группами, а также между группами студенты и ППС. Интересно отметить, что «адепты» пациент-ориентированного подхода с одинаковой статистической значимостью положительно воспринимают обучение КН во всех группах исследования.
Выводы
В ходе исследования выявлен дефицит в знаниях и умениях в области коммуникативных навыков в медицине, вместе с тем отмечается достаточно высокий уровень приверженности к партисипативному подходу взаимодействия между врачом и пациентом и акцентировано положительное отношение к обучению врачей коммуникативными навыками.
Шикунова Яна Владимировна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.