Опыт обучения офтальмоскопии на симуляторе «Офтальмосим»

Автор(ы): Бакуткин В.В.1, Бакуткин И.В. 2, Акопян В.С. 3, Семенова Н.С. 3, Акопян Ж.А. 3, Шубина Л.Б. 3, Грибков Д.М. 3, Иванникова Т.И. 3

Город: Москва

Учреждение: 1-«Интемсис» Саратов 2-«Биомед» 3-ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Офтальмоскопия – один из основных методов обследования в медицине. Структуры глазного дна крайне малы и для осмотра используются специальные приборы: офтальмоскопы и оптические системы. В связи этим, повысить эффективность обучения офтальмоскопии возможно с использованием симуляторов. Особенно важно приобретение практических навыков офтальмоскопии у детей грудного возраста. Потребность в создании симуляционных курсов обучения и оценки навыков врачей постоянно возрастает. Использование отечественного аппаратно-программного комплекса «Офтальмосим» позволило разработать новый симуляционный курс обучения. Комплекс имеет аппаратную часть и программное обеспечение с библиотекой изображений максимально приближенных к изображениям глазного дна при различных патологических состояниях. Возможно обучение методам как прямой, так и обратной офтальмоскопии

Цель

Обобщить опыт использования симулятора «Офтальмосим» и определить перспективы этого направления симуляционного обучения.

Материалы и методы

Симулятор «Офтальмосим» предназначен для имитирования медицинских ситуаций, на базе которых происходит отработка навыков диагностики глазных заболеваний, принятия клинических решений, выполнения практических приемов осмотра глазного дна (прямая и не прямая офтальмоскопия). Тренинги могут быть организованы как групповые, так и индивидуальные. Управление всеми действиями симулятора, а также контроль и анализ действий, обучающихся происходит при помощи внешнего монитора. Симулятор и его апробация были составлены в соответствии с договором РФФИ № 18-29-02008 "Интеллектуальная лазерная система для хирургии глаза". Симулятор позволяет осуществлять объективный контроль освоения навыков и является моделью человека. Встроенная в тело робота-симулятора, система генерации изображений и оптическая система обеспечивает реалистичные картины глазного дна, необходимые для приобретения практических навыков диагностических процедур. Симулятор «Офтальмосим» имеет две модификации для обучения офтальмоскопии у взрослых пациентов и детей. Оптическая система для офтальмоскопии максимально близко адаптирована к реальным условиям. База данных для офтальмоскопии имеет 360 клинических случаев. Имеется несколько режимов работы: «Обучение», «Экзамен», «Отчётность».

Результаты

На кафедре клинического моделирования и мануальных навыков в 2021 году на данном симуляторе была проведена оценка уровня подготовки ординаторов в количестве 42 человека, а также проведено первое занятие для студентов. В ходе данных работ мы приступили к разработке нового симуляционного курса.
Этапы обучения включают базовые принципы использования офтальмоскопа, в частности, получение рефлекса с глазного дна, затем освоение практических навыков и выделение патологических зон. В курс обучения офтальмоскопии вошли такие виды заболеваний глазного дна в детском возрасте: врождённая глаукома, ретинопатия недоношенных, врождённая близорукость и дистрофия сетчатки, атрофии зрительного нерва.
Преподаватели кафедры офтальмологии отметили в качестве преимущества данного комплекса возможность для обновления иллюстративного материала и его расширение. В режиме «Обучение» показываются зоны на глазном дне, где имеются патологические изменения. Имеется 8 разделов для обучения офтальмоскопии (согласно национальному руководству) как у новорожденных, так и у взрослых пациентов. Используются реальные клинические случаи, которые позволяют освоить все основные методические приемы и этапы диагностики заболеваний. Дополнительно изображения выводятся на монитор для контроля преподавателем или демонстрации другим обучающимся.
Обучающиеся отметили, что использование данного симулятора существенно повышает навык результативного проведения офтальмоскопии. Параметры тренажера “Офтальмосим” обеспечивают попадание в реальную клиническую ситуацию, к которой врачу необходимо адаптироваться. Объемная база изображений глазного дна позволяет совершенствовать умение интерпретировать результаты офтальмоскопии не только в стандартных, но и в неочевидных клинических случаях, которые не часто, но могут встретиться в практике врача. Возможно использование индивидуальных программ, уровень сложности которых вариабелен и определяется преподавателем в соответствии с исходной оценкой навыков у обучающегося.
Преподавателями было предложено разработать дополнительный протокол для самооценки, а также менять базу используемых изображений.

Обсуждение

Важная особенность данного обучения заключается в том, что, как и большинство курсов симуляционного обучения он не имеет конкретного количества часов обучения, но предполагает оценку итогового уровня мастерства, который устанавливается по результату проведенных заключений. В связи с чем, тренинг предполагает активную роль самого обучающегося после прохождения установочного занятия с преподавателем и постоянным изучением всех разделов глазных болезней. Каждое из практических заданий нацелено на отработку навыков визуализации и использования специфичного офтальмологического оборудования. На данных навыках, как на фундаменте строится дальнейшее совершенствование практического мастерства врача-офтальмолога.

Выводы

Опыт использования офтальмоскопии на симуляторе «Офтальмосим» позволяет сделать обучение приближенным к реальному процессу офтальмоскопического обследования. При этом реализованы возможности оценки уровня подготовленности врача к проведению офтальмоскопии, в том числе в педиатрической практике. Разработанный курс обеспечивает возможность подбора индивидуального курса обучения, самоконтроль приобретаемых навыков, а также проведение группового тренинга. Имеется возможность для оценки уровня подготовленности специалиста по разным разделам патологии глазного дня. Для дальнейшей работы предлагается дополнения новыми клиническим случаями, а также специальной электронной формой протокола результата обследования по каждому случаю. Приглашаем всех заинтересованных лиц к данной работе.

Тема: Глазные болезни
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: