Автор(ы): Давыдова Н.С., Самойленко Н.В.
Город: Екатеринбург
Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России
Актуальность
Доказано, что целенаправленное обучение врачей навыкам пациент-ориентированного профессионального общения в ходе медицинской консультации повышает удовлетворенность и врача, и пациента при оказании медицинской помощи, изменяет смысловые установки врача по отношению к пациенту как к партнеру и улучшает клинически значимые исходы оказания медицинской помощи. В подготовке будущего специалиста – врача общей практики в рамках актуализированных ФГОС 3+, ФГОС 3++ – «центр тяжести» в образовательных программах высшего образования (специалитет, ординатура, аспирантура) смещен с компетенции, именуемой «знания», на компетенцию, определяемую как «практические навыки. Не умаляя значимости освоения будущим врачом профессиональных компетенций в области медицинской деятельности, в последнее время все большее внимание обращено на формирование коммуникативных компетенций.
Цель
Обосновать, что навыки общения врача с пациентом - это профессиональные навыки достижения клинически значимых исходов оказания медицинской помощи, в основе которой лежит пациент-ориентированная модель медицинской консультации и, следовательно, обучение коммуникативным навыкам - один из разделов клинической медицины.
Материалы и методы
В Уральском ГМУ в период с 2017-2020 гг. проведено исследование с применением проективных методов и методов семантического анализа. Участниками исследования стали студенты 1-го и 6-го курсов лечебно-профилактического факультета (n=387).
Результаты
В Уральском ГМУ образовательный проект «Коммуникативные навыки врача» стартовал в 2015 году. Основными ориентирами в реализации данного проекта выступают следующие положения: I. Коммуникативная навыки врача (в терминах образовательной программы высшего медицинского образования) — это прежде всего клиническая дисциплина, выступающая как сквозной междисциплинарный образовательный модуль, обучающий навыкам эффективного взаимодействия в системах: «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра». II. Принципы формирования и оценки коммуникативных навыков врача в рамках основных образовательных программах специалитета/ординатуры. III. Требования к компетентностным тестам (ситуационным клиническим задачам) для аттестации (текущей, итоговой) практических и коммуникативных навыков: умение вести диалог с пациентом, воспринимать его как партнера, разделяющего вместе с врачом ответственность за свое здоровье, умение убеждать пациента, работать с его возражениями, неконструктивными эмоциями (страха, агрессии, тревожности) и конфликтным состоянием. Далее умение сотрудничать с родственниками пациента, умение сообщать «плохие новости» о его состоянии и умение оказывать адекватную эмоциональную поддержку и сопереживание также являются аспектами коммуникативных навыков врача. Умение работать в команде при оказании помощи в неотложных состояниях, конструктивное деловое общение с коллегами – младшим, средним медицинским персоналом, врачами, администрацией – часть коммуникативной компетентности в области командного взаимодействия. Таким образом, коммуникативная компетентность врача – это определенный набор вербальных и невербальных способов конструктивного общения врача с пациентом и/или его родственником, коллегами в конкретной клинической ситуации. Однако, выявленные эмпирические факты в ходе нашего исследования позволяют утверждать, что поведение студентов медицинского университета при взаимодействии с пациентом в большей степени будет неосознанно направленно не на оказание ему медицинской помощи, а на защиту от пациента, активизируя такие защитные механизмы поведения, как доминирование, обесценивание, авторитарность, угождение пациенту, проявление опеки, вытеснение неприятных эмоций, связанных с пациентом, имплицитно наделенным негативными характеристиками и вызывающим отрицательные эмоции. В процессе обучения пациент перестает быть для будущего врача «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом, что вступает в противоречие с пациент-ориентированной парадигмой оказания медицинской помощи, в которой пациент, его личность находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики.
Обсуждение
Дискуссионным остается вопрос: как организовать обучение навыкам эффективного взаимодействия в системах: «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра» и т.д. чтобы на этапе завершения обучения в медицинском университете будущий врач был готов к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.
Выводы
Исследование содержания образа пациента в контексте его влияния на эффективность взаимодействия в медицинской консультации показывает, что ни период обучения в медицинском вузе, ни повседневная врачебная деятельность не трансформируют имплицитное, неосознанное отношение врача к пациенту в направлении пациент-ориентированной модели медицинской помощи.
Для решения приоритетных задач по повышению удовлетворенности населения качеством медицинской помощи необходимо включать в содержание основных и дополнительных образовательных программ высшего медицинского образования (специалитет: в течении всего периода обучения, ординатура, аспирантура) сквозной междисциплинарный образовательный модуль «Коммуникативные навыки врача».
Надежда Самойленко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.