Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Значимость электронного обучения на платформе LECTURIO в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями студентами медицинского института РУДН.

Значимость электронного обучения на платформе LECTURIO в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями студентами медицинского института РУДН.

Автор(ы): Тания Р.В., Никитин И.С., Косцова Н.Г., Тигай Ж.Г.

Город: Москва

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр медицинского института Российского Университета Дружбы Народов.

Актуальность

Владение навыком обследования пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями (ССЗ) имеет важное значение в медицине. В последние годы остро стоит проблема нехватки пациентов для демонстрации и отработки навыка определения аускультативного синдрома с целью диагностики порока сердца вследствие минимальных сроков пребывания в стационаре, наличия коморбидной патологии. Кроме этого, в последнее время с введением режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода студентов в дистанционный формат обучения, программа медицинского образования претерпела изменения, ВУЗы вынуждены были использовать и широко применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Все более значимая роль отводится симуляционному обучению, однако переход в онлайн формат обучения увеличивает время на освоение материала в несколько раз, в связи с тем, что в данных условиях невозможно наглядно продемонстрировать ту или иную манипуляцию, отмечает эксперт симуляционного центра Johns Hopkins Medicine Adam Dodson. Проблема ДОТ является актуальной, возможно, с решением некоторых вопросов может помочь использование различных образовательных онлайн платформ, учитывая возможность использования в свободное от работы время и возможность неоднократного повторения в зависимости от своих индивидуальных способностей.

Цель

Целью нашего исследования было оценить значение электронного обучения на платформе Lecturio Medical Education в освоении методики обследования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями студентами медицинского института РУДН.

Материалы и методы

В исследование было включено всего 248 студентов шестого курса Медицинского института РУДН 2019-2021 гг., которые были разделены на три группы: группа I (n=80), группа II (n=84) – студенты 2019-2020 гг обучения, в осеннем семестре прошли курс практической подготовки в офлайн формате с использованием симулятора Harvey The Cardiopulmonary simulator, созданного и разработанного в Университете Майами (США), для отработки навыков аускультации и диагностики пациента с сердечно-сосудистой патологией. Кроме этого, студенты группы I (n=80) в весеннем семестре (в связи с пандемией, был введен онлайн формат) в дополнение к ранее полученным знаниям и навыкам, использовали для подготовки образовательную онлайн платформу Lecturio Medical Education (т.е. студенты могли вспомнить анатомию, физиологию, патофизиологию, гемодинамику, аускультативную симптоматику при различных пороках, в зависимости от наличия остаточных знаний и необходимости повторения какого-либо раздела). Студенты группы II (n=84) не использовали данную платформу. Студенты группы III (n=80) 2020-2021 года оба семестра обучались данному навыку только с использованием ДОТ. Зачетное занятие проводилось путем оценивания навыка обследования пациента с сердечно-сосудистой патологией с использованием пунктов чек-листа паспорта экзаменационной станции «Физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система)». Для сдачи навыка отводилось 8,5 минут. Правильно выполненный навык оценивался в 1 балл, невыполненный/неправильно выполненный – 0 баллов. Всего студент мог набрать 32 балла (100%).

Результаты

Во всех группах наблюдения не было выявлено ни одного студента, который бы выполнил все пункты чек-листа, всеми студентами было выполнено около 70% оцениваемых пунктов. Студенты I группы выполнили 26 пунктов (81,3%) чек -листа, студенты II группы – 25 пунктов (78,1 %), III группы – 22 пункта (68,8%), что достоверно меньше по сравнению со студентами группы I (p < 0,05). При анализе количества студентов, продемонстрировавших правильность и последовательность проведения навыка аускультации сердца, нами не выявлено достоверно значимой разницы между группами. Такие пункты чек-листа, как приветствие, идентификация пациента, взятие согласия, были продемонстрированы практически всеми студентами. Время, затраченное на проведение навыка обследования пациента с патологией сердечно-сосудистой системы в I группе составило 7 минут 36 сек, что достоверно меньше чем у студентов II группы - 10 минут 34 сек (p < 0,05) и у студентов III группы – 9 минут 57 секунд (p < 0,05). Количество студентов правильно диагностировавших аускультативный синдром также достоверно снижено в группе III по сравнению со студентами I группы: группа I – 62,5% (n = 50), группа II– 51,1% (n = 48), группа III – 28,7% (n = 25) (p < 0,05).

Выводы

Данное исследование демонстрирует эффективность сочетания образовательной онлайн платформы Lecturio Medical Education с симуляционным обучением, особенно на этапе активного внедрения дистанционного обучения. По результатам анкетирования, проведенного после зачетного занятия, 96,2% (n=77) обучающихся I группы отметили эффективность ДОТ, считают необходимым включение и увеличение объема видео-ресурсов с целью более успешного освоения навыков осмотра пациента с сердечно-сосудистой патологией. Таким образом, ДОТ повышают интерес к процессу обучения, дают возможность вспомнить многие анатомо-физиологические и гемодинамические особенности при изучении пороков сердца, однако полностью не заменяют очного обучения и могут быть рекомендованы в дополнение, особенно в сложных эпидемических условиях.

Тема: Терапия
Жанна Тигай

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: