Автор(ы): С.В. Ходус, В.С. Олексик
Город: Благовещенск
Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
Актуальность
Условия пандемии новой коронавирусной инфекции диктуют новые правила и условия обучения. Необходимо менять подход не только к традиционным, но и к симуляционным формам обучения. Использования инновационного метода –
дистанционной симуляции с участием актера должно повысить качество преподавания в медицинском вузе.
Цель
Оценить влияние предложенного метода дистанционной симуляции на качество знаний студентов на примере конкурсного задания «медицинский квест».
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 76 студентов 4-6 курсов медицинских вузов различных регионов России, принимавших участие в Ежегодной олимпиаде по практическим медицинским навыкам среди студентов медицинских вузов научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона «Восточный» (далее – Олимпиада), проводимой на базе Аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Из-за эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 Олимпиада проводилась в дистанционном формате. Все участники должны были продемонстрировать свои практические навыки, управляя «виртуальным» ассистентом, роль которого исполнял актер, имеющий мультимедийное «носимое» оборудование, позволяющее осуществить обратную аудио-видеосвязь для выполнения указаний команд-участниц . Одним из испытаний Олимпиады стал медицинский квест, во время похождения которого, участникам было необходимо решить несложные медицинские задачи, посвященные неотложным состояниям для того, чтобы получить «ключ» и пройти на следующий этап сценария испытания. Ключевыми практическими навыками в квесте явились: определение количества допустимых во время специализированных реанимационных мероприятий введений амиодарона и адреналина, распознавание критических значения показателей сатурации гемоглобина кислородом (SpO2), требующих проведения оксигенотерапии. Студенты, прошедшие тестирование перед практическим испытанием, вошли в группу исследования 1 (76 человек), после «медицинского квеста» - в группу 2 (67 человек). Для оценки эффективности предложенного метода и решения поставленных задач, всем участникам перед прохождением квеста было предложено пройти тестирование, вопросы которого касались оказания экстренной помощи и содержали ключевые вопросы квеста. Во время прохождения квеста испытуемому пришлось применить необходимые знания на практике, чтобы закончить задание, кроме того, по окончании квеста, студентам было предложено повторно пройти тестирование, содержащие те же самые вопросы, что и перед испытанием.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Microsoft Excel 2013 и SPSS Statistic 22.0. При сравнении полученных данных пользовались методами непараметрической статистики (расчет критерия Мана-Уитни для количественных показателей, χ2-критерия Пирсона (χ2) для сравнения групп по категориальному признаку. Статистически значимым считали результат при p≤0,05.
Результаты
В результате проведенного исследования нами получены следующие данные: Проведя сравнительный анализ правильных ответов на вопросы теста статистически значимых различий нами выявлено не было: в группе 2 среднее значение правильных ответов составило 71%, в группе 1 = 68,1%, однако процент студентов, набравших 70% и более правильных ответов в группе 1 составил 61,8%, в группе 2 – 68,7%, а набравших 80% и более правильных ответов – 26,3% и 44,8% соответственно
На ключевые вопросы исследования в группах 1 и 2 (до и после прохождения «медицинского квеста») правильные ответы распределились следующим образом:
1. Количество допустимых введений раствора амиодарона во время комплекса специализированной реанимации – правильно ответили 32 студента (42,1%) – после испытания – 47 человек (70,1%) (χ2 = 11,32, p=0,001).
2. Количество допустимых введений раствора адреналина гидрохлорида во время комплекса специализированной реанимации – 55 человек (72,4%) – после «медицинского квеста» - 52 студента (77,6%) (χ2 = 0,52, p=0,471).
3. Критический уровень SpO2, требующий начала оксигенотерапии – 67 студентов (88,2%) – после – 54 человека (80,6%) %) (χ2 = 1,56, p=0,211).
Кроме того, во время проведения «медицинского квеста» экспертам удалось объективно оценить количество введений амиодарона и адреналина гидрохлорида при проведении специализированного комплекса реанимации. Правильную кратность введения амиодарона, несмотря на более низкий процент правильных теоретических ответов при прохождении предварительного тестирования, выбрало 47 человек из 76 (61,8%), адреналина – 57 человек (75%).
Выводы
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно говорить о том, что предложенный метод дистанционного симуляционного обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции является эффективным методом обучения студентов и оценки приобретенных навыков и компетенций. Выполнение ключевых практических навыков, заложенных в симуляционном задании, позволило увеличить качество знаний студентов в вопросах оказания экстренной медицинской помощи и увеличить процент правильного их практического применения.
Сергей Ходус
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.