Автор(ы): Хаматханова Е.М., Марчук Н.П.,Чучалина Л.Ю., Титков К.В., Хлестова Г.В.
Город: Москва
Учреждение: ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России
Актуальность
Стремительное развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, увеличение объема профессиональных навыков, обусловленного модернизацией системы здравоохранения с одной стороны, и обязательное соблюдение нормативных документов при допуске к работе с пациентами с другой, выявили всю сложность профессиональной подготовки медицинских кадров. Сформировался явный разрыв между теоретическими знаниями и реальной возможностью применения их в ежедневной клинической практике.
Один из пионеров симуляционного обучения в медицине МакГаги описывает симуляцию, как: «…человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию, таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни». Многолетний опыт зарубежных и отечественных образовательных учреждений, со всей очевидностью показывает, что использование симуляционных технологий в обучении медицинских работников способствует повышению качества овладения практическими навыками и умениями. Эта форма практикоориентированного обучения не заменяет, а, напротив, дополняет подготовку к реальной клинической практике, обеспечивая безопасность для пациентов и неограниченную кратность повторения медицинских процедур; также она необходима при прогнозировании, отработке навыков и взаимодействии команды профессионалов в сложных клинических ситуациях, усвоении правил эффективного профессионального общения.
Вопросы последипломного непрерывного образования специалистов со средним медицинским профессиональным образованием предельно актуальны, и на сегодняшний день симуляционное обучение достойно занимает ведущие позиции в процессе применения наиболее эффективных форм. Возрастающие требования к профессиональной компетентности специалистов среднего звена, как наиболее тесно контактирующих с пациентами, в значительной мере повысили роль последипломного образования и обосновали необходимость непрерывности обучения на протяжении всей жизни.
Цель
Определить приверженность специалистов со средним медицинским профессиональным образованием к различным формам последипломного образования.
Результаты
Нами было проанкетировано 237 специалистов со средним медицинским профессиональным образованием (медицинская сестра палатная (постовая), акушерка, фельдшер и др.) из четырех регионов Российской Федерации, работающих в медицинских организациях родовспоможения. По результатам анализа анкет был сформирован «портрет специалиста со средним медицинским профессиональным образованием»: это практикующий специалист в возрасте 40,9±10,3 лет и стажем работы 19,8±10,6 лет; предпочитает форму обучения в виде «стажировка на рабочем месте»; считает главным фактором в приверженности к обучению внутреннюю мотивацию, желание обновить знания и отработать новые практические навыки; в клинической деятельности испытывает дефицит новых знаний и редко используемых навыков; ориентирован на расширение познаний по своей специальности и на освоение нового; называет одним из главных факторов, препятствующих обучению, дефицит свободного времени. Необходимо отметить, что практически каждый пятый из анкетируемых, не ответил на вопрос о препятствиях для получения дополнительного профессионального образования. К профессионалам себя отнесли 46,8% респондентов, ответили – «не в полной мере» 46,3%. Информацию о планирующихся курсах повышения квалификации абсолютное большинство специалистов хотели бы получать от своих руководителей.
Выводы
Очевидно, что системе здравоохранения нужны специалисты со средним медицинским профессиональным образованием с творческим подходом, высокой способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, так как предъявляемые требования не позволяют освоить специальность раз и навсегда в связи с быстро развивающимися технологиями. Возрастает необходимость в практикоориентированных программах дополнительного профессионального образования для постоянного пополнения/обновления теоретических знаний и практических навыков. Приоритетной задачей образования является обеспечение специалиста комплексом знаний и умений, необходимых для творческой профессиональной деятельности, приносящей самореализацию в современном динамично развивающемся обществе. Следует отметить, что «портрет специалиста со средним медицинским профессиональным образованием» показал характерные особенности для работающих в медицинских организациях страны, выявил высокую приверженность к совершенствованию практических навыков и компетенций, стремление к непрерывному образованию и готовность к работе в команде. Таким образом, считаем, что в Российской Федерации имеется благоприятная среда для развития непрерывного образования с применением симуляционных технологий для специалистов со средним медицинским профессиональным образованием.
Лариса Чучалина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.