Автор(ы): Каныбекова А.А., Колбаев М.Т., Талкимбаева Н.А., Курманаева Б.М., Калимбетова Т.Т., Бабахан С.Т.
Город: Алматы, Казахстан
Учреждение: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова
Актуальность
FAST-протокол (Focused Assessment with Sonography for Trauma) является одним из ключевых инструментов быстрой диагностики при травмах, позволяя в течение нескольких минут выявить наличие свободной жидкости в брюшной, плевральной и перикардиальной полостях. Для врача общей практики и врача первичного звена здравоохранения владение данным методом особенно важно в условиях, когда необходимо оперативно определить показания для экстренной госпитализации или хирургического вмешательства. Обучение с использованием симуляционных технологий, в частности виртуального симулятора ультразвуковой диагностики Vimedix, обеспечивает безопасную, повторяемую и максимально приближенную к клинической реальности тренировку без риска для пациента.
Цель
Повышение уровня практических навыков интернов 7 курса по специальности «Врач общей практики» путем включения в программу обучения по неотложным состояниям на базе симуляционного центра проведение диагностики по FAST-протоколу с применением виртуального симулятора ультразвуковой диагностики Vimedix.
Материалы и методы
Обучение проводится на базе симуляционного центра с использованием виртуального симулятора Vimedix. Программа включает:
• теоретическое занятие по FAST-протоколу (анатомические ориентиры, показания, ограничения метода);
• демонстрацию проведения исследования;
• индивидуальную практическую отработку навыков на симуляторе;
• контрольное тестирование и оценку качества визуализации по чек-листу.
Обучающиеся имеют возможность тренироваться в определении анатомических структур сердца и других внутренних органов, отрабатывать навыки координации движений при работе с ультразвуковым датчиком и ориентировании его положения, а также выполнять реалистичное моделирование диагностики заболеваний. Высокоточная симуляция динамического ультразвукового изображения в сочетании с параллельной трёхмерной визуализацией внутренних органов в режиме реального времени, а также широкий набор функций и настроек, способствуют эффективному обучению. В процессе тренировки можно имитировать или убирать помехи от ребер и лёгких, устранять артефакты и реверберации, совмещать изображение с ЭКГ-графиком, изменять контрастность, глубину сканирования, рабочую зону и другие параметры.
Одновременно с УЗ-сканированием на экран может выводиться анимированная трёхмерная модель. Объёмная анатомическая визуализация позволяет быстрее установить связь между реальным изображением и его ультразвуковым аналогом. На такой модели возможно выполнять срезы в любых плоскостях и вращать её в любом направлении для более наглядного изучения внутренней структуры органов.
Результаты
В ходе обучения с применением виртуального УЗИ-симулятора Vimedix интерны 7 курса успешно освоят методику проведения FAST-протокола, продемонстрировав повышение точности и скорости выявления свободной жидкости в брюшной, плевральной и перикардиальной полостях. Ожидаем улучшение навыков интерпретации ультразвуковых изображений и принятия клинических решений в условиях, приближенных к неотложным ситуациям. Симуляционное обучение способствует росту уверенности интернов и сокращению количества диагностических ошибок.
Обсуждение
Использование виртуального симулятора Vimedix позволяет интернам отрабатывать поиск и распознавание анатомических структур, типичные ультразвуковые картины при травмах, а также формировать алгоритм действий при подозрении на внутреннее кровотечение. Применение симуляционного метода сокращает кривую обучения, снижает стресс при первом контакте с реальными пациентами и повышает уверенность в принятии клинических решений. По итогам обучения у 90% участников отмечено улучшение точности и скорости выполнения FAST-исследования.
Выводы
Симуляционное обучение с использованием виртуального УЗИ-симулятора Vimedix является эффективным инструментом подготовки интернов 7 курса к диагностике по FAST-протоколу, повышает качество оказания неотложной помощи при травмах и может быть рекомендовано к внедрению в программу подготовки врачей первичного звена.
Айсулу Каныбекова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.