Автор(ы): М.А. Чечнева, А.Б. Хадзегова, И.В. Андреева
Город: Москва
Учреждение: ГБУЗ МО "МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского"
Актуальность
Ультразвуковое исследование (УЗИ) в гинекологии и мониторинг беременности в настоящее время является неотъемлемой частью оценки состояния женской репродуктивной системы. Сложности первичной подготовки врача ультразвуковой диагностики по данному профилю заключаются в чрезвычайной деликатности гинекологического исследования с использованием трансвагинального сканирования и безусловной необходимости использования принципа ALARA («As Low As Reasonably Achievable») - продолжительность ультразвукового исследования должна быть настолько минимальна, насколько это возможно. Таким образом, клиническая ситуация ограничивает возможности отработки первичных навыков на реальных пациентках.
Цель
Повышение эффективности отработки первичных навыков сканирования в акушерстве и гинекологии с применением симуляционных технологий.
Материалы и методы
Проведен анализ результатов обучения 60 врачей ультразвуковой диагностике (УЗД) на цикле профессиональной переподготовки (504 часа), у которых наряду с традиционным обучением (лекционный курс и практические занятия в отделении УЗД) применяли симуляционные технологии.
С помощью симулятора Simbionix U/S Mentor проводилась отработка практических навыков сканирования с получением стандартных срезов в модуле «Гинекология» и модуле «Акушерство 1 триместр». Программа получения стандартных сканов модуля «Акушерство» полностью соответствует международным рекомендациям Международного общества ультразвуковых исследований в акушерстве и гинекологии (ISUOG) и Американского института ультразвука в медицине (AIUM). Обучение проводилось группами по 5-6 человек в течение 6-часового учебного дня, что давало возможность неоднократного повторения серии стандартных сканов с автоматической оценкой получения «идеального» запрограммированного среза. Каждый модуль, помимо схематического представления, имеет набор реальных ультразвуковых изображений с типичным набором регулировок для ультразвукового аппарата и возможностью цветового картирования. Таким образом, после отработки получения стандартных срезов, группа имела возможность решения реальных клинических задач.
Результаты
Основным критерием оценки на данном этапе обучения было время получения серии стандартных сканов, соответствующих протоколу исследования. Время проведения исследования во многом зависело от индивидуальных способностей обучающихся. При использовании модуля «Гинекология» в первичном прохождении программы среднее время для выведения стандартных срезов с автоматической оценкой не менее 80% составило 35 минут. При неоднократном повторении к окончанию цикла обучения время стандартного исследования с автоматической оценкой не менее 80% составляло 17 минут.
При использовании базового модуля «Акушерство 1 триместр» в первичном прохождении программы среднее время для выведения стандартных срезов с автоматической оценкой не менее 80% составляло 65 минут. При неоднократном повторении к окончанию цикла обучения время стандартного исследования с автоматической оценкой не менее 80% составило 34 минуты.
По окончании отработки практических навыков по получению стандартных сканов решение практических задач с формированием протокола и заключения исследования не вызывало сложностей у обучаемых.
Обсуждение
Любой диагностический процесс можно условно разделить на несколько этапов: получение корректного изображения с правильной пространственной ориентацией; оценка полученного изображения с позиции «норма - патология»; определение характера патологических изменений; формулировка заключения исследования с учетом клинических данных. Приобретение технического навыка сканирования, изучение последовательности срезов в соответствии с международными рекомендациями позволяет изначально структурировать работу врача ультразвуковой диагностики. Применение симуляционных технологий при первичной специализации в ультразвуковой диагностике позволяет сформировать этот алгоритм без привлечения реальных пациентов. Неоднократное повторение алгоритма исследования, невозможное на пациентах, позволяет практически вдвое сократить время для приобретения первичного навыка.
Выводы
Симуляционные технологии в обучении ультразвуковой диагностике, особенно в акушерстве и гинекологии, имеют огромные возможности, вероятно, будут иметь максимально широкое применение для формирования первичных навыков.
Андреева Ирина Владимировна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.