Конференции / РОСОМЕД-2025 - XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Анализ выживаемости знаний регистрации электрокардиограммы у студентов IV курса при изучении дисциплины «Обучающий симуляционный курс»

Анализ выживаемости знаний регистрации электрокардиограммы у студентов IV курса при изучении дисциплины «Обучающий симуляционный курс»

Автор(ы): Шувалова М.С., Рипп Т.М., Рипп Е.Г.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр Института медицинского образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России

Актуальность

Электрокардиография (ЭКГ) остается ведущим методом в кардиологии в силу низкой стоимости, простоты и информативности исследования. Знание основ и умение регистрировать ЭКГ является неоспоримым преимуществом врача любой специальности. Поэтому качественное обучение студентов-медиков этому навыку имеет важное значение для подготовки будущих медицинских кадров.
Современный уровень оснащения симуляционных центров позволяет студентам не только закрепить теоретические основы, но и получить крепкую практическую базу по регистрации ЭКГ.

Цель

Одним из критериев оценки качества образования является выявление выживаемости знаний студентов, прошедших обучение по программам высшего образования. Поэтому целью научного исследования стал анализ выживаемости знаний регистрации электрокардиограммы у студентов IV курса при изучении дисциплины «Обучающий симуляционный курс».

Материалы и методы

Объект - 30 волонтеров-студентов 4 курса лечебного факультета ИМО ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России, из них 27% составили лица мужского и 73% – женского полов, средний возраст респондентов – 21,9±2,3 года.
Для всех участников обучающий тренинг по регистрации ЭКГ был завершен на 3 курсе. Все респонденты успешно сдали зачет.
Оценка практического навыка регистрации ЭКГ проводилась по разработанному чек-листу на основе аккредитационного стандарта ФМЗА. В чек-листе присутствовал 31 вопрос. Каждый верно выполненный пункт оценивался в 1 балл, а не выполненный или пропущенный пункт – в 0 баллов. Статистическая обработка полученных данных проводилась в программе Exel 2016. Определялись медианные и средние значения выборок. В работе представлены показатели в виде натуральных величин или в их процентном выражении.

Результаты

Процедуру регистрации ЭКГ условно можно разделить на 4 этапа: налаживание контакта с пациентом, подготовительный, главный и заключительный.
В нашем исследовании установили контакт с пациентом (поздоровались, представились и обозначили свою роль) абсолютное большинство опрошенных студентов (100%), а идентифицировали пациента 90% девушек и 87% юношей. Осведомились о самочувствии пациента, обратившись к нему по имени и отчеству 45% девушек-респонденток и 12% юношей (P0,05). Исследуемые обоих полов уделили одинаковое внимание наличию подключения кабеля электродов к электрокардиографу, но убедились, что электроды соединены с проводами в соответствии с цветовой маркировкой только 12% юношей и 36% девушек (P0,05) юношей успешно справились с задачей и правильно разместили электроды на конечностях и грудной клетке. При этом, из общего количества не справившихся с задачей респондентов по причине неправильного планирования времени не успели выполнить навык 9% девушек и 25% юношей (P>0,05). Забыли включить электрокардиограф 23% юношей, проверили настройки прибора 62% девушек и 54% юношей и осуществили запись ЭКГ, в том числе на вдохе 59% юношей и 62% девушек. Отсоединили электроды от пациента 100% юношей и 77% девушек (P>0,05).
На заключительном этапе регистрации ЭКГ предложили бумажную салфетку своему пациенту 25% юношей против 40% девушек, обработали электроды 37% юношей, что в 1,5 раза меньше, чем в группе девушек (P>0,05). Обработали руки после процедуры записи ЭКГ всего 25% юношей, что в 2,5 раза меньше, чем в группе девушек. Заполнили заключение 50% юношей и 63% девушек (P>0,05).

Обсуждение

Обозначенный возраст исследуемых респондентов относится к критическому этапу юношеского возраста, когда происходит становление личности, выбор жизненного пути, построение приоритетов и т.д. Отдельные студенты начинают осознавать, что ранее выбранная ими профессия перестает отвечать их ожиданиям и бойкотируют процесс обучения. У других же студентов напротив, в обозначенный период процесс образования становится целенаправленным и сознательным, они с интересом учатся и осваивают новый материал.
Качественное освоение навыков, а также успешность обучения вообще, складывается из таких составляющих как умение работать на занятии (активность), отсутствие задолженностей по различным предметам, умение находить общий язык с сокурсниками и преподавателями и т.п. При этом уровень IQ между мужской и женской выборками согласно литературным источникам не отличается. Однако, самооценка интеллектуальных способностей достоверно выше среди мужчин по сравнению с женщинами.
Наилучшее выполнение навыка по регистрации ЭКГ демонстрируется в главном его этапе. Большинство студентов сконцентрированы на правильности наложения электродов и записи электрокардиограммы, при этом пренебрегают налаживанием контакта с пациентом, подготовительным и заключительным этапами, которые наравне с главным этапом несут важные цели.

Выводы

Анализ выживаемости знаний регистрации электрокардиограммы у студентов IV курса при изучении дисциплины «Обучающий симуляционный курс» показал, что 87% юношей и 95% девушек успешно справились с главным этапом регистрации ЭКГ, однако остаточные знания по остальным этапам названной манипуляции по отдельным параметрам не достигали высоких значений. Поэтому, при обучении студентов навыкам регистрации ЭКГ на III курсе следует уделять пристальное внимание таким этапам, как налаживание контакта с пациентом, подготовительному и заключительному этапам.

Тема: Аккредитация, оценивание
Шувалова Мария Сергеевна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: