Особенности формирования коммуникативных компетенций в стоматологии

Автор(ы): Байков А.В., Оганнисян Э.А.

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

Коммуникация является ключевым условием качественной стоматологической помощи: она повышает удовлетворённость пациентов, снижает тревожность, уменьшает риск ошибок и претензий, обеспечивает точную диагностику и оптимальное лечение. Особенности стоматологического приёма (инвазивность вмешательств, работа в полости рта, ограниченная возможность пациента говорить, выраженная тревога и рвотный рефлекс) создают дополнительные барьеры для взаимодействия и усиливают требования к вербальным, невербальным и паравербальным умениям врача-стоматолога. При этом во многих учебных планах образовательных программ дипломного уровня сохраняется разрыв между декларацией значимости коммуникативных навыков и их реальным формированием и оцениванием. Необходим системный обзор компонентов эффективной коммуникации «врач-стоматолог—пациент» и методических подходов к их обучению и оцениванию с учётом национального контекста Армении и требований к квалификациям выпускников.

Цель

Проанализировать ключевые компоненты эффективной коммуникации в стоматологии и обобщить подходы к обучению, обучающим средам и оцениванию коммуникативных компетенций на уровне базового стоматологического образования.

Материалы и методы

Проведён нарративный обзор 91 источника: 67 полнотекстовых статей, 13 монографий и книг, 5 руководств, 3 отчётов и 3 нормативных актов. Поиск осуществлялся в Medline, Scopus, Web of Science, PubMed, ScienceDirect, ResearchGate и др. без ограничений по годам публикации. Использованы ключевые слова «communication skills», «dentist-patient communication», «undergraduate dental education», «dental curriculum», «qualifications framework». На этапе предварительного отбора проанализированы 142 наименования, включение основывалось на методологическом качестве и соответствии целям исследования.

Результаты

Выявлено значительное различие между медицинскими и стоматологическими консультациями: в стоматологии клинические манипуляции часто начинаются уже на первичном приёме, что повышает когнитивную нагрузку и стресс у обеих сторон. Эффективная коммуникация соответствует модели передачи сообщения: кодирование (формулировка диагноза, плана лечения, инструкций), канал (устное объяснение, письменные материалы, визуальные средства, цифровые интерфейсы), расшифровка (понимание с учётом языковой и когнитивной готовности) и обратная связь (уточнение, перефразирование, вопросы). Невербальные и паравербальные сигналы (взгляд, мимика, поза, дистанция, тембр и темп речи, жесты, профессиональный внешний вид) существенным образом модифицируют смысл переданного и доверие к врачу-стоматологу. Описаны три уровня сбоев коммуникации: технические (шум, маска, барьеры среды), семантические (терминологическая неоднозначность, «узкий» смысл привычных слов), и эффективности (недостижение поведенческого результата). Важны языковые и культурные барьеры: ограниченная языковая компетентность пациентов ассоциируется с непониманием инструкций и риском неблагоприятных событий. Для их преодоления эффективны стратегии «расскажи-покажи-сделай», упрощение терминологии, визуализация (снимки, схемы, 3D-модели) и культурно чувствительное информирование.

Обсуждение

Обучение студентов-стоматологов коммуникации должно быть непрерывным и разноформатным. Эффективны сочетания лекций, ролевых игр, обучение в малых группах, применение стандартных пациентов, видеозаписи с разбором и обратной связью, интервью с реальными пациентами, виртуальные пациенты и ВР-тренажёры, обучение у кресла и наблюдение в клиниках. Ролевое обучение опирается на опытный цикл Колба и развивает активное слушание, эмпатию, эффективное общение и культурную чувствительность. Проблемно-ориентированное обучение способствует интеграции клинического мышления и коммуникации. Для оценивания показана целесообразность совмещения формирующих и итоговых методов оценивание в парадигме пирамиды Миллера: от проверки фактических знаний и «знает как» до демонстрации и реального выполнения. Структурированные инструменты оценивания включают контрольные листы, рубрики и модели консультации; широко используется Калгари-Кембриджская модель, интегрирующая этапы начала встречи, сбор информации, осмотр, объяснение/планирование и завершение. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) обеспечивает проверку коммуникативных компетенций в стандартизированных клинических сценариях; 360-градусная оценка (многоисточниковая обратная связь) дополняет картину за счёт мнений пациентов, коллег и персонала, развивая саморефлексию. Искусственный интеллект расширяет возможности безопасной симуляции диалогов и персонализированной обратной связи (включая анализ невербальных параметров), но выступает дополнением, а не заменой клиническому наставничеству. В армянском контексте требования Национальной рамки квалификаций и Отраслевой рамки по медицине акцентируют коммуникативные и профессиональные компетенции выпускника. Для модернизации учебного процесса проведен пересмотр результатов образовательной программы, внедрена модульная структуры учебного плана с последовательной интеграцией профессионализма и клинических навыков, разработан самостоятельный курс по коммуникации в стоматологии.

Выводы

Коммуникация в стоматологии — многоуровневый навык, сочетающий вербальные, невербальные и паравербальные компоненты, критичные для безопасности и исходов лечения. Эффективная подготовка врачей-стоматологов требует последовательного включения коммуникативного компонента во все клинические дисциплины, внедрение самостоятельным курса по коммуникации, использующего активные методы обучения и структурированные модели консультации. Оценивание должно быть комплексным и валидным, объединяя ОСКЭ, многоисточниковую обратную связь, рубрики и проверку в реалистичных сценариях; культурная чувствительность и работа с языковыми барьерами — обязательные элементы. Интеграция перечисленных комплексных подходов в соответствии с институциональными стандартами и квалификационными рамками обеспечит готовность выпускников к практике и повысит качество стоматологической помощи.

Тема: Коммуникативные навыки
Байков Арам Викторович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: